Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №62(2559) от 19.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5705
EUR:
2.6088
RUB:
4.2522
Золото:
145.92
Серебро:
1.64
Платина:
76.45
Палладий:
178.59
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Самочувствие предприятий стабилизировалось. Но озвученные прогнозы не радуют

Фото: freepik
Собственная оценка положения и перспектив бизнеса в Беларуси сильно различается в зависимости от сферы деятельности. При этом общими проблемами остаются макроэкономическая неопределенность и нестабильность. К такому выводу пришли эксперты исследовательского центра BEROC по итогам опроса субъектов хозяйствования.

Онлайн-опрос в рамках проекта «Мониторинг экономики Беларуси» в декабре 2021 г. охватил 300 малых и средних компаний по четырем укрупненным видам деятельности: промышленность, строительство, оптовая и розничная торговля, а также услуги. На вопросы отвечали собственники и топ-менеджеры организаций.

Низкий спрос и нехватка персонала

Респондентам предлагалось назвать основные факторы, препятствующие деловой активности. На первом месте оказалась «большая неопределенность экономической среды». Так ответили 36% участников. На втором – макроэкономическая нестабильность (31%).

Также 30% опрошенных в качестве сдерживающих факторов отметили низкий спрос на свою продукцию или услуги, 27% – нехватку квалифицированного персонала. Далее идут недостаток сырья, материалов или комплектующих (18%), сложности с поставками (17%), финансовые проблемы и высокая стоимость заемных средств (по 15%), изменчивость законодательства, в т.ч. налогового (12%).

Менее популярными стали ответы о нехватке необходимого оборудования и невозможности обеспечивать требуемый уровень стоимости рабочей силы. Причем о сложностях с сырьем и оборудованием одновременно заявляли представители сфер, чье самочувствие кардинально различается, – промышленного производства и строительства.

В промышленности, судя по результатам опроса, «сосредоточен весь позитив и касаемо прошлого, и касаемо текущей реальности и будущего», отметил на презентации исследования старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский.

В строительстве же, по его словам, преобладают «самые негативные ощущения от прошлого и настоящего, в будущее сектор смотрит чуть получше, но все еще находится в негативной зоне».

Эти выводы во многом перекликаются с материалами ежеквартального мониторинга реального сектора, проводимого Нацбанком (см. статью «Предприятия о своем состоянии: в промышленности оптимизма больше, чем в строительстве», «ЭГ» № 91 за 26.11.2021).

В сфере торговли, как подчеркнул эксперт, в декабре наблюдался «локальный максимум экономических настроений», однако ожидания от будущих месяцев там также негативные.

В целом независимо от отрасли 41% респондентов сообщили, что текущие риски ведения бизнеса для них остаются средними, столько же – что стали высокими. 14% опрошенных считают, что риски ведения бизнеса в стране сейчас «крайне высоки».

Снижение доходов замедлилось, не добавив оптимизма

В рамках проекта изучались и экономические настроения населения. Академический директор BEROC Катерина Борнукова отметила, что требования к репрезентативности исследования в онлайн-формате соблюдены. В опросе приняли участие городские жители из разных регионов в возрасте 18–64 лет.

Выяснилось, что с учетом влияния роста цен в РБ на товары и услуги не менее 38% населения ощущают сокращение собственных доходов, без учета влияния инфляции – 28%.

Эти данные, если сравнивать с материалами, полученными центром в рамках предыдущих исследований, самые низкие за последние несколько лет.

«Причины снижения доходов стали гораздо более нормальными, чем в мае-июне 2020 г., когда мы были на пике влияния коронавируса и очень много респондентов говорили о том, что их отправляют в неоплачиваемые отпуска, сокращают количество рабочих дней, – подчеркнула эксперт. – Сегодня среди причин падения доходов большинство называет сокращение премий, урезание зарплат и меньшее количество заказов».

Среди тех, кто ощущает снижение собственных доходов без учета роста цен, «много самозанятых и предпринимателей», отметила она. А в разрезе отраслей наибольшее количество подобных ответов дали люди, занятые в строительстве.

По словам академического директора BEROC, из тех респондентов, кто почувствовал снижение доходов, около 17% не изменили модель потребления. Значительная часть опрошенных (около 40% по каждому из перечисленных вариантов) экономят, по их собственному признанию, на отдыхе и развлечениях, крупных покупках.

«Но что тревожно здесь: 36% респондентов из почувствовавших снижение доходов говорят, что стали экономить на еде. И я думаю, что это связано во многом с тем ростом цен, который мы наблюдаем на продовольственные товары», – добавила исследователь.

Напомним, согласно данным Белстата, потребительские цены на товары и услуги за январь-ноябрь 2021 г. выросли на 9%, а в годовом выражении – на 10,3%.

По результатам опроса в соответствии с методиками, используемыми статистическими органами РФ и Евросоюза, был рассчитан также индекс потребительской уверенности населения, учитывающий оценку экономической ситуации и ее изменение, собственного материального положения за последний год, оценки благоприятности времени для совершения крупных покупок, а также личные прогнозы относительно своего благосостояния.

Показатель оказался на уровне около –19%, что значительно ниже большинства стран ЕС (в ноябре – минус 10,5% в целом по Евросоюзу). С учетом оценки респондентами текущего состояния экономики (чем также интересуется у своего населения Росстат) белорусский показатель снижается до –25%, это на 6 п.п. ниже индекса, зафиксированного в РФ.

Самый значительный негативный вклад в данный показатель, по мнению Борнуковой, вносит именно текущая оценка состояния экономики страны: 

«В оценках будущего развития экономики негатива чуть меньше, зато 30% респондентов не определились с прогнозом. Оценки личного благосостояния, как текущего, так и будущего, значительно лучше оценок состояния экономики. Однако лишь 13% населения считают, что сейчас хорошее время для крупных покупок, что отражает определенный уровень потребительской депрессии».

Налицо своеобразный парадокс: ощутимое и фиксируемое улучшение экономического самочувствия и бизнеса, и населения не приводят к росту позитива в ожиданиях относительно будущего.

«С одной стороны, мы действительно видим, что экономические успехи, которые происходят в этом году, позитивно влияют на домохозяйства. Мы видим низкую долю респондентов, которые говорят о падении доходов, а также потерявших работу. Но есть тревожные звоночки, которые связаны в первую очередь с инфляцией», – резюмировала Катерина Борнукова.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений