Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Контроль
26.07.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Соответствие и наказание: пакет изменений мер административной ответственности для бизнеса

Трудности, вызванные необходимостью соблюдения техрегламентов и получения сертификатов, которые более года бурно обсуждали представители бизнеса с чиновниками, на самом деле были еще цветочками. Настоящие «ягодки» проблем созреют со вступлением в силу Закона от 19.07.2016 № 407-З, которым вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Серьезные испытания ждут тех, кто подпадает под действие Указа от 9.02.2015 № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов». Согласно новой редакции ст. 16.8 КоАП нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техрегламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, либо санитарных норм и правил, гигиенических нормативов или представление недостоверных данных для госрегистрации продукции влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (далее – БВ), на ИП – до 200, а на юридическое лицо – до 500 БВ. Таким образом, штрафы за подобные нарушения для ИП увеличиваются в 4 раза, а для юрлиц – в 2,5 раза по сравнению с ныне действующими.

Кстати, чтобы никто не вздумал предлагать потребителям непроверенный товар, принят Указ от 20.07.2016 № 278. Им устанавливается, что при отсутствии введенных в действие (вступивших в силу) техрегламентов РБ, ТС или ЕАЭС в отношении объекта оценки соответствия техническим требованиям Совмин вправе вводить обязательное подтверждение соответствия такого объекта, включив его в перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее – НСПС). Данный перечень также утверждается правительством.

При этом нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техрегламентами ТС и ЕАЭС, либо санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, повлекшее по неосторожности заболевания или отравления людей, влечет уголовную ответственность по ст. 336 УК.

Цена соответствия

Расширяется сфера применения ст. 23.11 КоАП, которая приводится в соответствие с Указом № 48. Согласно ее новой редакции реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в т.ч. импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии НСПС либо сертификата или декларации о соответствии, оформленных по единой форме, или с неправомерным использованием знаков соответствия НСПС повлечет штраф до 15 БВ (сейчас – от 2 до 15). Размер штрафа на ИП и юрлиц за такое нарушение снижается с 200% от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) до 100%, а при невозможности ее установления составит до 300 БВ на ИП и 500 БВ для юрлиц. Такие же штрафы вводятся за невыполнение правил и процедур обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям техрегламентов ТС, ЕАЭС, в т.ч. за неправомерное принятие декларации о соответствии этим техрегламентам, а также за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без наличия сертификата или декларации о соответствии техрегламентам либо с использованием этих документов, действие которых приостановлено (п. 4 новой редакции ст. 23.11 КоАП).

Штрафы за производство, реализацию и использование (оборот) химических, биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации и не прошедших их в установленном порядке, а также за реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, или при наличии не соответствующих действительности документов не изменились.

За неправомерную выдачу, приостановление, прекращение действия сертификата соответствия или другого документа об оценке соответствия органом по сертификации либо другой организацией, выдающей такие документы, вводится штраф от 20 до 50 БВ, а на юрлицо – от 100 до 500 БВ. Такой же штраф устанавливается за выдачу для обязательной оценки соответствия недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений продукции испытательной лабораторией (центром).

В п. 7 ст. 23.11 КоАП также закрепляется несколько смягченная норма Указа № 48. Неправомерная маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов ТС, ЕАЭС, соответствие которой требованиям техрегламентов не подтверждено в установленном порядке, повлечет наложение штрафа в размере «только» до 30 БВ (по Указу № 48 – от 20 до 50), на ИП – от 30 до 100 БВ (вместо 100–200), а на юрлицо – от 100 до 300 БВ (по Указу № 48 – от 200 до 500).

Административная ответственность по ст. 23.12 КоАП теперь будет касаться нарушения не только требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации, но и техрегламентов. В частности, выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям техрегламентам ТС и ЕАЭС, повлечет наложение штрафа до 15 БВ, на ИП – до 100% от стоимости реализованной продукции, на юрлицо – до 100%, а при невозможности ее установления – до 300 и 500 БВ соответственно. Кроме того, выпуск в обращение продукции, не соответствующей показателям, не включенным в такие техрегламенты, но задекларированным изготовителем (поставщиком, продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или эксплуатационной документации, повлечет штрафы до 15 БВ, на ИП – от 50 до 100, а на юрлицо – от 100 до 300 БВ.

При этом под выпуском в обращение, как и в Указе № 48, будет пониматься поставка (в т.ч. реализация) или ввоз (в т.ч. отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) продукции в целях распространения в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. Такая формулировка позволяет привлечь к ответственности любого белорусского импортера, если ввозимый и реализуемый им товар будет признан нашими контролерами не соответствующим техрегламентам, даже при наличии полученных от поставщика документов.

Осторожнее

на дорогах

и в расчетах

Весомым инструментом воспитания привычки рассчитываться по безналу станет угроза санкций. Для этого ст. 12.9 КоАП дополняется штрафом за прием у физлиц в оплату за товары, работы, услуги платежей наличными денежными средствами в размере, превышающем лимит, установленный законодательством. Штраф для ИП за такой проступок может составить от 30 до 100 БВ, для юридического лица – от 50 до 200 БВ. Напомним, Указом от 16.10.2014 № 493 «О развитии безналичных расчетов» ИП и юрлица вправе принять от физического лица – покупателя (потребителя) однократный платеж наличными деньгами в размере не более 1000 БВ, т.е. на сегодня составляет 21 тыс. BYN (около 10,5 тыс. USD).

Штраф от 40 до 150 БВ можно будет «заработать» за перемещение алкогольных напитков или табачных изделий транспортными средствами, не оснащенными специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения (п. 8 ст. 12.23 КоАП). Напомним, требование о наличии таких техсредств введено Декретом от 20.02.2015 № 2.

Повод слегка расслабиться

И, напоследок, о приятном. Некоторым послаблением можно считать двукратное уменьшение в ст. 23.18 КоАП нижнего порога штрафов за непредоставление статотчетности органам государственной статистики или ее представление с опозданием или искажениями – с 20 до 10 БВ, другим госорганизациям – с 20 до 10, а при повторном нарушении – со 100 до 50 БВ и с 80 до 40 соответственно. При этом верхний порог штрафа по-прежнему составляет соответственно 100 и 80, а при повторном нарушении – 200 и 180 БВ.

Дополнительным стимулом без лишних споров согласиться с претензиями проверяющих станет норма, согласно которой не являются административным правонарушением, предусмотренным данной статьей, неуплата или неполная уплата налогов, если плательщик по предписанию органа финансовых расследований КГК до назначения проверки в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация (расчет) и произведена доплата в бюджет причитающихся сумм. Это уже иное новшество – часть 21, которой дополняется примечание к ст. 13.6 КоАП, перенесена в кодекс из п. Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в редакции Указа от 19.01.2016 № 14.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений