Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Мнения
15.07.2020 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Социальное инвестирование как новый формат коммуникации в бизнесе

Марина Рощина
Социальная активность - не дань моде, а конкурентное преимущество

Термин корпоративная социальная ответственность бизнеса  в последние годы все больше со страниц иностранной бизнес-литературы переходит в реальную жизнь, приобретая практическое значение в установлении эффективной коммуникации между бизнесом и обществом.  Социальное инвестирование компаний непосредственно влияет на ее деловую репутацию. Данные исследований 2019 Global RepTrak среди жителей Великобритании подтверждают это утверждение.

91,4% респондентов хотят покупать продукцию у компании с отличной программой корпоративной социальной ответственностью, а 84,3% — готовы дать кредит доверия таким компаниям в случае кризисных ситуаций. 

 

Репутационные потери можно избежать

Социальная активность компаний в период мировой пандемии короновирусной инфекции по результатам все того же исследования помогла не только избежать репутационных  потерь, но и укрепить доверие потребителей.

67% опрошенных респондентов заявили, что начнут покупать продукцию таких предприятий. Вместе с тем, 56% планируют сократить потребление товаров компаний, которые не принимали участие в сокращении последствий пандемии коронавируса.  Четверть респондентов уже убедили кого-то прекратить взаимодействие с такими компаниями.

Несмотря на то, что исследование проводилось в Великобритании, но на настроения и психологию  потребителя в кризисные моменты фактор страны влияет незначительно. 

 

Современный потребитель хочет, чтобы помимо качественного товара или услуги, о нем проявляли заботу, он был уважаем, а коммуникация с ним была максимально доверительной.

 

Каким образом и почему социальная активность компаний помогает в решении этих коммуникационных задач?  

Попробуем ответить на этот непростой вопрос исходя из практики взаимодействия нашего репутационного агентства с бизнесом во время организации различных социальных проектов в Беларуси.

 

Не бойтесь рассказывать о добрых делах

Несмотря на присутствие взгляда среди руководителей многих компаний, с которыми мы работали и были партнерами, что «добрые дела нужно делать в тишине», о  социальной  активности компаний важно и нужно говорить.  Тем самым происходит популяризация  культуры  социального инвестирования и важности участия бизнеса в решении социальных задач общества. Уже в следующий раз, обращаясь к бизнесу за поддержкой не придется объяснять какие взаимные выгоды приобретают участники социальных проектов. 

Если сегодня в основном мотивация участия в подобных проектах зависит от жизненных установок и принципов руководителя бизнеса, то с ростом социальной активности бизнеса это превратится в осознанную потребность.

 

Юлия Малаховская, руководитель одной из компаний, поддержавшая инициативу службы ТАКСИ 7606 по бесплатной доставке врачей во время пика пандемии короновирусной инфекции в Минске, объяснила свою мотивацию участия в проекте так: «Верю в людей, верю в добро и верю в бумеранг. Все возвращается».

 

Делая добрые дела и вовлекая в них большее количество партнеров,  бизнес не просто транслирует красивые слова, а в реальности создает атмосферу доброжелательности, уважения друг к другу, клиентоориентированности.  А личное небезразличие и эмпативность руководства становится хорошим примером для коллектива. Люди ценят такое отношение к себе и другим. Компания приобретет в их глазах уже совсем другое значение: место работы, которым можно гордиться.

 

Павел Cадовников, руководитель компании известного автодилера в Беларуси, отметил, что когда его компания участвует в социальных проектах, то   тем самым «дружба между компанией и клиентом только растет. А дружбой с клиентом компания очень дорожит. Ведь сегодня важно, чтобы клиент понимал, что мы для него надежный партнер и друг».

 

Получается, что, отзываясь на решение социальных задач, бизнес не просто предлагает недостающий ресурс для их решения, но тем самым и устраняет дефицит внимания, уважения к людям, формирует их лояльность к бренду компании.  Разве можно забыть имя того, кто протянул руку помощи тогда, когда это было больше всего необходимо?   

 

Константин Королев, руководитель службы Такси 7606, один из инициаторов проекта по бесплатной доставке врачей во время пандемии COVID 19  в Минске, делился наблюдениями, что уже после проведения такой акции врачи хоть один раз попробовавшие сервис 7606, продолжали пользоваться его услугами и после проведения акции.

 

7 практических наблюдений об эффективном социальном инвестировании

С компаниями, которые считают для себя важным помимо финансового успеха участвовать в жизни общества, хочу поделиться некоторыми наблюдениями исходя из практики организации и проведения совместных с другими компаниями социальных проектов, которые помогут создать эффективную систему корпоративной социальной ответственности, работающую на деловую репутацию компании.

1. Обещая, выполняйте 

Когда компания декларирует о своей корпоративной социальной ответственности в обществе, но на практике не выполняет ничего из сказанного, то подобная модель двойных стандартов не добавит компании лояльности ни среди сотрудников, ни среди внешнего окружения. Заявить об экологическом мышлении и бережном отношении к природе, например, означает соблюдение заявленных принципов во всех бизнес-процессах компании и вне ее. В нашей практике была ситуация, когда компания обратилась за устранением негативных комментарией и отзывов в сети интернет от недовольных пользователей, которые проявляли свое возмущение тем, что компания повсеместно говорит о своей социальной ответственности, но при этом ее сотрудники позволяют в отношении клиентов невнимателльность, невыполнение заявленных в рекламных листовках и сообщениях обязательств. Физическое устранение негатива в такой ситуации не поможет компании вернуть утраченное доверие. В подобных ситуациях необходимо проводить мониторинг и анализ всех бизнес-процессов  на предмет соблюдения заявленных в обществе принципов социальной ответственности.

2. Вовлечение сотрудников 

Стандарты корпоративной социальной ответственности должны быть четко прописаны и разъяснены каждому сотруднику. Лучше, чтобы такая коммуникация состоялась в неформальной форме, а сотрудники почувствовали и осознали ценность КСО. Обычно в своей практике мы обсуждаем направления и мероприятия корпоративной социальной ответственности во время стратегических сессий, когда сотрудники имеют возможность не только предложить, но и взять на себя ответственность за реализацию конкретных мероприятий. Во время реализации образовательного проекта со старшеклассниками по обучению предпринимательскому мышлению мы заключили соглашение о партнерстве с компанией, которая в сферу своей профессиональной деятельности занимается вопросами утилизации электронных отходов. Ее сотрудники так заинтересовались социальным проектом, что добровольно на волонтерских началах провели мастер-класс и рассказали, что такое утилизация отходов в реальной жизни, для чего она нужна и как сами старшеклассники могут уже сейчас заботиться о сохранении окружающей среды.

3. Ориентир – корпоративные цели

 Желательно, чтобы при выборе направления для социального инвестирования, компания ориентировалась на корпоративные цели и профессиональный интерес. Такое сочетание позволит компании, делая добрые дела, еще и повышать узнаваемость своего бренда в обществе. Если компания занимается оказанием услуг в области финансов, например, то будет уместно, если социальная ответственность компании будет направлена на повышение финансовой грамотности населения, например. Так, партнеров  нашим проектам по развитию предпринимательских компетенций у молодежи, мы ищем среди банковских, страховых, лизинговых компаний, бизнесов, чья целевая аудитория как раз и есть молодые люди в возрасте 14 +.  А вот поддержку социальных проектов  для пожилых людей ищем среди медицинских центров, ретейла. 

4. Социальное инвестирование – это не только про деньги

 Когда мы говорим про социальную активность бизнеса, то это не означает только прямое финансирование проектов, но и обеспечение другими ресурсами. Так, например, это могут быть предоставленные для проведения социальных мероприятий помещения,  оборудование, обеспечение информационной поддержки или возможность поделиться своими навыками, опытом с теми, кому эти навыки необходимы для устройства на работу, например. Обычно, при реализации образовательных проектов мы привлекаем в качестве менторов, наставников специалистов компаний, имеющих  опыт или достижения в различных сферах. Такой обмен опытом рождает новые интересные проекты. Так получилось с нашим проектом для старшеклассников, когда в процессе обучения предпринимательству один участник проекта решил развивать в себе талант мультипликатора и уже вместе со специалистом, который проводил в проекте мастер-класс по фото и видео-съемке, создают беларускоязычную азбуку для детей.

5. Постоянство при партнерстве

В эффективном социальном инвестировании важно найти постоянных партнеров и заключить с ними долговременное соглашение о сотрудничестве. Такой подход облегчает планирование мероприятий и бюджетирование проектов, обеспечивая проекты необходимыми ресурсами из средств компании вовремя.

6. Социальный капитал возвращается узнаваемостью и лояльностью

Сегодня корпоративная социальная ответственность выглядит как в некоторой степени роскошью, которую могут позволить себе только финансово устойчивые бизнесы: не каждая компания имеет финансовую возможность помимо погашения своих финансовых обязательств перед сотрудниками, партнерами, подрядчиками, государством поддерживать социальные проекты. Однако поиск различных ресурсов и вовлечение компаний в решение социальных проблем в долгосрочной перспективе позволяют компаниям завоевать доверие и любовь потребителя. Никакие красивые слова на корпоративном сайте или в рекламном постере не сравнятся с реальными добрыми делами компании. Социальные инвестиции возвращаются компании узнаваемостью и лояльностью общества, т.е тем, ради чего и тратятся значительные маркетинговые бюджеты фирм.

7. Доверие как результат

В современном мире фейковых новостей и управления поведением потребителя, компания, принимающая на себя социальную ответственность и реализующая ее в реальности, переходит на новый уровень коммуникации с потребителем и обществом, основу которого составляет доверие, а не подогреваемый рекламными сообщениями интерес потребителя.     

   

     Таким образом, начиная социальное инвестирование уже сейчас  пусть и в небольшие проекты, бизнес не только развивает себя, формирует свою деловую репутацию, но и закладывает новые стандарты бизнес-культуры.                                                                                                                                                                                                                                                                                   
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений