СМR-накладная: нюансы и ответственность
Организация для собственного производства на своем грузовом транспортном средстве планирует осуществить доставку груза из России в Беларусь.
Необходима ли СМR-накладная? Если необходима, то может ли организация (грузополучатель, белорусский резидент) сама себе ее выписать, т.к. поставщик российского товара отказывается ее выписывать (причина отказа: белорусская организация является и покупателем, и перевозчиком).
Какие отметки должен проставить российский поставщик в СМR-накладной?
Так как имеет место международная автомобильная перевозка груза, к ней в первую очередь применяются положения Конвенции о договоре международной перевозки грузов (далее КДПГ). В соответствии с п. 1 ст. 1 КДПГ ее положения применяются ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участвующей в Конвенции.
К сведению: в силу п. 1 ст. 1125 ГК, в неурегулированной КДПГ части подлежит применению право Республики Беларусь (по месту нахождения перевозчика).
В силу ст.ст. 4–6, 9 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (заключена в г. Женеве 19.05.1956) накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером.
Согласно п. 353 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила), автомобильный перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы (в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательными актами).
В соответствии ст. 40 Закона от 14.08.2007 № 278 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», транспортным документом при выполнении автомобильных перевозок грузов является международная товарно-транспортная накладная «CMR».
CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара. Пунктом 22 Правил определено, что грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать груз к автомобильной перевозке, когда при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены международной товарно-транспортной накладной – CMR.
СМR-накладная не является бланком строгой отчетности и, следовательно, может быть оформлена как грузоотправителем, так и грузополучателем груза. Однако, согласно ст. 7 КДПГ, отправитель будет нести ответственность за все издержки транспортера и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности всех указаний или инструкций, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее.
Также обращаем внимание, что хранение, использование, транспортировка товаров без наличия СМR-накладной содержат признаки административного правонарушения по белорусскому законодательству.
Согласно ч. 4 ст. 12.17 КоАП, приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 50% от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров.
Перечень сведений, которые подлежат указанию в CMR, определены постановлением Минтранса от 20.02.2012 № 11 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «СМR».
Данная Инструкция содержит перечень сведений, которые подлежат заполнению в СМR-накладной грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик. Эти сведения полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к международным накладным согласно ст. 6 Конвенции КДПГ.
Ответ: Да, для выполнения международной автомобильной перевозки водителю необходимо иметь СМR-накладную.