Ситуация с преференциальной поправкой:— отвечаем на вопросы читателей
В "ЭГ" № 26 от 09.04.2019 была опубликована статья «Последний патрон, или Преференциальная поправка». Возник вопрос к юристу Андрею Трубчику, который рассказал, что согласно п. 2.13 постановления № 229 государственные органы и организации, размещающие свои процедуры закупок, должны предусматривать в том числе и применение преференциальной поправки в размере 15% к цене предложения участников. Хотя по п. 2.13 постановления № 229 организации вправе самостоятельно определять особенности осуществления закупок за счет собственных средств.
Поясните, пожалуйста, эти противоречия? Как нам действовать и принимать участие в конкурсах при закупках за счет собственных средств, требовать применения преференциальной поправки?
Ответ: Формулировка п. 2.13 постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) действительно предусматривает право республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, иных государственных органов (организаций), государственных объединений с учетом специфики осуществления деятельности определить для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещаются в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (далее – ИС «Тендеры»).
Однако п. 2.1 постановления № 229 четко устанавливает обязанность организации, подпадающей под действие постановления № 229, предусмотреть виды процедур закупок, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств в порядке осуществления закупок за счет собственных средств (далее – Порядок закупок). Порядок закупок размещается на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» – http://www.icetrade.by.
Таким образом, полагаем, что организация при определении Порядка закупок должна предусматривать в нем возможность и механизм применения преференциальной поправки и публиковать такой Порядок закупок в ИС «Тендеры».
В случае же отсутствия таких сведений в связи с отсутствием нормативно-правовой регламентации рассматриваемых правоотношений подлежат применению нормы законодательства о государственных закупках, в том числе и в отношении преференциальной поправки.
- В статье «Последний патрон, или Преференциальная поправка» юрист Андрей Трубчик приравнивает ОАО к государственному предприятию, но ведь известно, что все зависит от количества акций, и вообще ОАО – это коммерческая организация. Разъясните, что автор имел в виду, рассматривая ситуацию?
Ответ: Постановление № 229 распространяется на республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.
Так как в рассматриваемом случае более 25% акций ОАО Р принадлежит организации, имущество которой находится в республиканской собственности, то при осуществлении закупок за счет собственных средств оно должно руководствоваться нормами постановления № 229.