Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Отрасли и рынки
23.07.2020 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сергей Гончаревич: «Регулярно обновляемая оценка бизнеса должна стать инструментом стратегического планирования»

Сергей Гончаревич

Оценивая стоимость активов, владелец сможет лучше понять свою компанию и кратно повысить эффективность управления бизнесом.

Когда я задаю вопрос предпринимателям, знают ли они стоимость своего бизнеса, чаще всего получаю отрицательный ответ. Владельцы компаний не готовы оценивать свои активы без весомой на то причины. Они прибегают к этой процедуре, планируя операции с акциями, реорганизацию бизнеса, проведение М&А-сделок или привлечение инвестиций. Просто так, ради интереса, бизнес (или его актив) оценивают единицы.

Тем не менее бизнес-партнеры, инвесторы, банки, наследники оценивают ваш бизнес ежедневно. И не просто оценивают, а прицениваются. При этом их рыночные ожидания формируются под влиянием тех сумм, в которые оценили свои активы другие участники рынка. И эти ожидания зачастую ниже, чем обоснованная рыночная стоимость вашей компании. Один этот факт – уже достаточная причина для того, чтоб оценить свой бизнес. Но он далеко не единственный.

 

Что дает оценка бизнеса

Существует доказанная тесная взаимосвязь между финансовыми решениями, корпоративной стратегией и стоимостью бизнеса, и именно она является конститутивным фактором, влияющим на увеличение стоимости компании. Кроме того, стоимость бизнеса имеет свойство мигрировать, поскольку зависит от рыночных условий. Грамотная, системная, периодическая оценка не только поможет выбрать лучшее время для продажи, но и спрогнозирует перспективы бизнеса.

Именно поэтому регулярно обновляемая оценка бизнеса должна стать инструментом стратегического планирования.

Она призвана помочь собственнику:

1) разработать действенные стратегии и выбрать правильные инструменты для увеличения стоимости бизнеса;

2) усовершенствовать методы управления компанией;

3) оценить тенденции рынка и конкурентное давление;

4) получить преимущества среди аналогичных активов на рынке.

 

Как оценивать

Сегодня можно проследить тенденцию, направленную на упрощение стандартов оценки бизнеса. Все больше этот процесс переходит в математическую плоскость, что, по моему мнению, в корне неправильно. Нельзя отождествлять понятия «стоимость» и «цена» бизнеса. Профессиональный расчет стоимости предполагает кропотливую работу по анализу множества факторов: чистой прибыли, EBITDA маржи, сектора, макроэкономических показателей, темпов роста бизнеса, управленческой команды, времени и структуры сделки, типа инвестора и учитывает поправку на текущее состояние рынка.

Качественная оценка бизнеса предусматривает:

1) глубокий анализ основных показателей бизнеса;

2) установку контрольных точек для отслеживания прогресса стратегии увеличения стоимости;

3) разработку вариантов увеличения стоимости и определение факторов, влияющих на их реализацию в средней и долгосрочной перспективе;

4) учет финансовой информации, прогноз и оцифровку стратегических целей;

5) анализ бизнеса с позиции покупателя и систему рекомендаций по устранению проблем.

Особенно это актуально в период коронакризиса, когда существенно упали цены на качественные активы из-за низкого спроса инвесторов и оценивания бизнеса на основании данных текущего – кризисного – года. Да и конъюнктура рынка такова, что инвесторы добиваются максимального дисконтирования цены.

В кризис важно грамотно управлять факторами оценки, чтобы влиять на конечную стоимость бизнеса.

Например, финансовый инвестор в основном мотивирован прибылью при «выходе», а стратегический – синергетическим эффектом. То есть четкий портрет инвестора поможет понять его стимулы и определить ориентиры дальнейшего развития.

Еще один пример касается мышления продавца, который, оценивая свой бизнес, руководствуется только затратами на его создание и развитие. Эксперты же подходят к оцениванию системно, применяя затратный, доходный и сравнительный подходы. Это позволяет просчитать перспективы бизнеса, и тогда за основу оценки будет взята не балансовая стоимость активов, а генерируемый денежный поток. В этом случае оценка будет опираться на коэффициент к этому потоку, что, естественно, увеличит конечную цифру.

 

С полной уверенностью могу сказать, что регулярно оценивая стоимость активов, владелец сможет лучше понять свою компанию и кратно повысить эффективность управления. А бонусом станет увеличение стоимости бизнеса и привлечение инвесторов на максимально выгодных условиях, даже в условиях кризиса.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by