Серьезные конкуренты: белорусская «молочка» закрепилась на российском рынке
Производителей молочной продукции рассматривают как серьезных конкурентов на российском рынке. Аналитическое агентство Milknews исследовало рынок белорусской «молочки», составив рейтинг лидеров. Отличительные черты «топов» – не изменяемый состав, рост продаж и выручки, планомерные слияния и поглощения.
Эксперты отмечают, что 2021 год был успешным для белорусских производителей молочной продукции. Общий объем продаж лидеров, вошедших в топ-20 рейтинга агентства, вырос на 12%, составив более 3,5 млрд USD. Но не только лидеры эффективны – многие предприятия молочной отрасли в республике показали существенный рост выручки на 10-20%.
Отличительной чертой белорусских молочников стала волна слияний и поглощений.
Сотня предприятий, действовавших в начале 2000-х, в 2018 году объединились в 42 холдинга. В агентстве отмечают, что слияния продолжатся – по информации экспертов, в 2022 году на белорусском рынке останется 32 компании.
В России белорусских производителей молочной продукции рассматривают как серьезных конкурентов и изучают их стратегии развития. Наши предприятия продолжают уверенно завоевывать не только местный рынок. На российском молочном рынке наша «молочка» занимает долю не менее 15-17%, сюда поставляется 74,4% всего экспорта молочной продукции. Белорусские молочники конкурируют по цене и качеству продукции, а также узнаваемости бренда. Второе место по экспорту белорусской «молочки» занимает Казахстан, на третьем – Китай.
Рейтинг лидеров молочной продукции
Агентство подготовило топ-20 белорусских лидеров молочной продукции, исходя из официальной финансовой отчетности по данным о совокупной выручке от реализации продукции в 2021 году. В рейтинг не вошли предприятия, занимающиеся производством мороженого. Впервые в рейтинг агентства вошли такие компании, как Danone, Lactalis, Food Union, Молочный гостинец, Калинковичский молочный комбинат и другие.
Топ-5 лидеров
Состав лидеров «молочки», входящих в первую пятерку, не первый год остается неизменным, что указывает на равномерное развитие.
На первом месте в рейтинге – «Савушкин продукт» (Брест). Предприятие – уверенный лидер, оставивший далеко позади себя остальных «молочных топов». Выручка компании в 2021 году увеличилась на 15,4%, составив 856 млн USD.
Второе место – «Слуцкий сыродельный комбинат». Выручка увеличилась на 15,8%, достигнув 364 млн USD.
Третье место – «Бабушкина крынка» (Могилев). Выручка в 2021 году добавила 9,8%, составив 276 млн USD.
На четвертом месте в топе – «Молочный мир» (Гродно), с выручкой 268 млн USD (+8,3%).
На пятом месте – «Лидский молочно-консервный комбинат. Объем выручки – 236 млн USD (+11%).
В 2021 г. лидерами по росту выручки стали:
Глубокский молочноконсервный комбинат – 74 млн USD (+63,4%);
Туровский молочный комбинат – 144 млн USD (+32%);
Здравушка-Милк – 107 млн USD (+25,1%);
Пружанский молочный комбинат – 63 млн USD (+14,8%).
Отрицательное изменение выручки показали:
Минский молочный завод – 197 млн USD (–7,1%);
Молодечненский молочный комбинат – 69 млн USD (–3,9%);
Несвижский завод детского питания – 65 млн USD (–3,4%).