Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Страхование
21.12.2004 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ...

Начало века нынешнего ознаменовано появлением ряда угроз белорусскому страховому рынку. В кабинетах власти созрела и неуклонно реализуется концепция, суть которой в двух словах повторяет лозунг конца НЭП в СССР: "Больше государственности!"...

Начало века нынешнего ознаменовано появлением ряда угроз белорусскому страховому рынку. В кабинетах власти созрела и неуклонно реализуется концепция, суть которой в двух словах повторяет лозунг конца НЭП в СССР: "Больше государственности!", а по направленности выглядит так: основой национального страхования становятся его обязательные виды, и "естественно", страхование по этим видам должны осуществлять исключительно государственные или управляемые государством акционерные страховые компании.

Так, в свое время закончилось негосударственное обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, затем последовал отзыв у негосударственных страховщиков лицензий на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, а с передачей права продаж "Зелёной карты" и полисов ОСАГО для выезжающих в РФ только государственным компаниям  негосударственное страхование по обязательным видам и вовсе приказало долго жить. Для негосударственников эти метаморфозы в правилах игры вылились в убытки по потерянным инвестициям в развитие инфраструктуры и подготовку кадров, в сокращение персонала.

Теперь, покончив с обязательными видами страхования, государство обратило свой взгляд на добровольные его виды. Объектами внимания стали страхование жизни (дополнительной пенсии) и медицинское.

До 1.01.2003 г. согласно Основным положениям по составу затрат отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование и на другие виды добровольного страхования работников предприятий, за исключением добровольного страхования жизни и дополнительных пенсий, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включались и могли осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. А страховые взносы по добровольному страхованию жизни и дополнительных пенсий разрешалось включать в себестоимость в порядке, установленном Советом Министров. Правда, порядок этот так и не появился.

Статья 3 Закона "О налоге на прибыль" в 2004 г. предусматривает, что страховые взносы по заключенным организациями-страхователями в пользу работающих у них по трудовым договорам физических лиц договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее 1 года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения) уменьшают налогооблагаемую прибыль в размерах, установленных законодательством. Но размер этот в течение года так и не был установлен. На 2005 г. предусмотрено, что в затраты для целей налогообложения будут включаться страховые взносы по перечню видов добровольного страхования в порядке, определяемом Президентом. Остается надеяться, что хоть в новом году у государства найдется время такой перечень создать.

Сегодня в органах госуправления проходит согласование проект указа "О некоторых вопросах включения страховых взносов в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, и совершенствовании порядка создания, использования фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольному страхованию жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов". Суть его - в сохранении преференций по включению страховых взносов при страховании дополнительной пенсии и медицинском страховании в затраты только при условии, что страховщиком выступает государственная СК, а медицинские услуги (в случае медицинского страхования) оказываются государственным же лечебным учреждением.

Последствия подписания этого указа в том виде, в каком представлен его проект, могут быть печальными и для негосударственных страховщиков, и для застрахованных граждан, и, в конечном итоге, для самого государства.

Сейчас в сегменте страхования жизни и дополнительного пенсионного страхования в республике работают 6 компаний. Из них только РУСП "Стравита" ("дочка" Белгосстраха) удовлетворяет требованиям проекта указа. В случае его подписания в предложенном виде она, при том что на протяжении всех последних лет является аутсайдером в этом сегменте страхового рынка как по сбору страховых премий (на начало 2004 г. - 3% от общего объема), так и по размеру страховых резервов (0,5%), фактически станет монополистом отечественного пенсионного страхования. Стравита не обладает ни достаточным штатом квалифицированных специалистов, ни сетью филиалов в регионах, издержки на ведение дела по отношению к собираемым взносам у нее самые высокие в отрасли. На какой рывок в развитии дополнительного пенсионного страхования можно рассчитывать в такой ситуации?

Естественно, что в случае сохранения налоговых преференций только за одной компанией предприятия, застраховавшие дополнительные пенсии своих работников, будут вынуждены расторгать уже действующие на протяжении длительного времени договоры с другими страховщиками (в настоящее время в республике действует более 730 договоров страхования дополнительной пенсии, средний размер накоплений на лицевых счетах застрахованных составляет около 900 тыс. руб.). И хотя в проекте указа Совету Министров предлагается разработать порядок переоформления договоров страхования при передаче их другой (понятно какой) страховой организации, расторжение и перезаключение договоров при существующей нормативной базе повлечет неизбежные материальные потери для застрахованных граждан, а их сегодня более 100 тыс. человек. Неоправданные материальные потери понесут и добросовестные страховые компании.

Примерно такая же картина будет наблюдаться и в сфере медицинского страхования, где сейчас работают 17 компаний, а в итоге останутся две: Белгоссстрах и Белэксимгарант. В случае принятия указа появляется риск увеличения потребности здравоохранения в бюджетных средствах, уменьшения налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, есть опасения, что ограничение круга участников действия договора страхования только государственными лечебными учреждениями может снизить уровень качества оказываемых медицинских услуг -- это неизбежное следствие монополизации какого-либо сегмента рынка.

И последнее. Проектом указа предусматривается прямое перечисление в бюджет средств фондов превентивных мероприятий, формируемых страховыми компаниями за счет взносов по этим видам страхования, что даже по экспертному заключению Минюста переводит их в разряд... дополнительных прямых налогов и сборов. Кроме того, вызывает недоумение сама необходимость создания таких фондов при страховании дополнительной пенсии. Если в медицинском страховании эти средства естественно направлять на профилактику заболеваний, улучшение условий труда, пропаганду здорового образа жизни, то, спрашивается, какие здравые мероприятия можно провести для предупреждения наступления у человека пенсионного возраста?

Оставим "за кадром" рассуждения о том, не превратится ли при такой законодательной практике ст. 13 Конституции, декларирующая равноправие всех форм собственности, в некое декоративное архитектурное излишество.

Безусловно, государство может и должно осуществлять полноценный контроль финансовых рынков страны в интересах общества. Но в таком случае усиление роли государства видится не в сворачивании негосударственного страхового рынка как такового, а в активизации вхождения крупных государственных компаний, банков в состав учредителей страховых пенсионных фондов. Может быть, в добровольном страховании жизни и медицинских услуг следует использовать хотя бы тот критерий "государственности", который действует в ОСАГО? Страхователи при этом получают дополнительную уверенность в надежности страховых компаний, появилась бы возможность введения государственной гарантии (наподобие существующей в банковской сфере) возвратности накапливаемых средств, а сами средства пенсионных фондов, по мировой практике, являются основой долгосрочных внутренних инвестиций в экономику страны. В общем - семь раз отмерь:
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by