Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Интеграция
05.10.2012 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СЕКРЕТЫ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ©

Определение таможенной стоимости товаров — по-прежнему один из ключевых вопросов для импортеров и таможенных органов. О связанных с ним проблемах участникам 3-й Международной конференции «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства» рассказал начальник отдела тарифного регулирования и методологии таможенной стоимости Управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Алексей ДЕМИДОВИЧ.

Определение таможенной стоимости товаров — по-прежнему один из ключевых вопросов для импортеров и таможенных органов. О связанных с ним проблемах участникам 3-й Международной конференции «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства» рассказал начальник отдела тарифного регулирования и методологии таможенной стоимости Управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Алексей ДЕМИДОВИЧ.

Еще несколько лет назад более чем в 70% случаев таможенная стоимость заявлялась с применением резервного метода. Необходимо было принципиально изменить тенденцию, расширив практику применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами или метода 1. В результате ряда мероприятий ситуацию удалось изменить: сейчас около 4/5 всех товаров выпускается для внутреннего потребления с применением этого метода.

Теперь, когда основой для расчета таможенных платежей в отношении большинства товаров стала их контрактная стоимость, на первое место в методологии вышел вопрос применения методов 2–5. Они предназначены для чрезвычайных ситуаций, когда по тем или иным причинам основной метод не может быть применен. Это особенно важно в случаях, когда невозможность использования контрактной цены стала неожиданностью для импортера. В таких случаях для исключения простоев товара, уплаты обеспечения, траты времени и средств на подтверждение контрактной стоимости важно приучить и импортеров, и таможню использовать запасные методы, которые базируются на той же стоимости сделки, но рассчитанной иным способом. Для этого, по мнению представителя ГТК, необходимо прежде всего создать четкую методологическую базу, не оставляющую поля для дискуссий. В настоящее время специалистами трех таможенных служб разрабатываются рекомендации по применению методов по стоимости сделки с идентичными товарами, с однородными товарами; вычитания и сложения.

Еще одно новшество — отложенное определение таможенной стоимости, введенное ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС). Например, белорусское предприятие приобретает в Германии стальной прокат, цена которого в соответствии с контрактом определяется исходя из котировок на Лондонской бирже металлов на дату оприходования на складе покупателя. При выпуске проката для внутреннего потребления предприятие не может точно указать его контрактную стоимость, т.к. она еще не сформирована. Поэтому применить метод на основе стоимости сделки невозможно — окончательная цена закупаемого проката будет известна только на следующий день. Статья 64 ТК ТС позволяет в подобных случаях отложить определение таможенной стоимости до момента окончательного установления контрактной цены товара. Но для этого требуется создать соответствующий механизм, который ЕЭК до сих пор не разработан. Мешает этому довольно обширный круг ситуаций, в которых возможно применение процедуры отложенного определения таможенной стоимости, а также реакция таможенников в случаях, когда окончательная таможенная стоимость превышает заявленную при выпуске. Расширение диапазона применения этого метода может привести к тому, что импортеры будут намеренно закладывать в контракты условия, позволяющие оттянуть момент окончательного определения таможенной стоимости, полагает А. Демидович. Поэтому целесообразно сначала максимально ограничить спектр случаев применения этой процедуры, остановившись, к примеру, только на продажах биржевых товаров, не допуская при этом изменения срока уплаты таможенных пошлин и налогов. Впоследствии практика выявит проблемные места методики и пути совершенствования. Но применять ее надо в самое ближайшее время, предупреждает А.Демидович.

Процедура заявления таможенной стоимости должна рассматриваться в связи с общими тенденциями развития системы декларирования товаров, в т.ч. с переходом к электронному документообороту. Здесь наблюдается столкновение интересов: с одной стороны, необходимо минимизировать количество сведений, представляемых в таможню, с другой — их должно хватать для принятия таможней решений, в т.ч. по таможенной стоимости товаров. Если сегодня решение — прерогатива должностных лиц таможни, то в будущем оно будет приниматься автоматически на основе постоянно развивающейся системы анализа и управления рисками. Поэтому необходимо максимально формализовать сведения, причем они должны подаваться именно в электронной форме, чтобы обеспечить их автоматическую обработку. Тут выделяются два блока вопросов: ограничение перечня случаев, когда, несмотря на электронное декларирование, потребуется представление декларантом документов на бумаге, и сокращение числа различных формуляров представляемых в таможню электронных документов.

По словам А.Демидовича, неоднозначным представляется и вопрос дальнейшего применения декларации таможенной стоимости (ДТС). С одной стороны, стоит задача расширить практику применения запасных методов определения таможенной стоимости и формализации сведений, представляемых в электронном виде в таможню. С другой — целый ряд сведений нужны лишь в отдельных, довольно редких специфических ситуациях.

Первый успешный шаг к упрощению процедуры заявления таможенной стоимости — исключение подачи ДТС в любой ситуации. Необходимо определить случаи, в которых ДТС необходима и подлежит заполнению, а в остальных избавить декларанта от ее заполнения.

Еще одна важная задача: единообразие в подходах процедуры контроля таможенной стоимости. Для этого нужно определить единые области риска занижения таможенной стоимости и обеспечение одинаковых действий таможенных служб стран ТС в случаях выявления соответствующих индикаторов риска. Несмотря на разные структуры экономик трех стран и различные акценты при контроле, таможенным службам удалось достаточно быстро унифицировать стоимостные индикаторы риска занижения таможенной стоимости. Это уже сделано в отношении товаров 5128 подсубпозиций. В Беларуси сформировано более 20 тысяч профилей риска, связанных с контролем таможенной стоимости.

Активно ведется работа по категорированию импортеров с целью максимально эффективного использования и этого индикатора риска, начатая еще до создания ТС. С 2004 г. действует упрощенный порядок контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых официальными торговыми представителями товаропроизводителей.

В 2006 г. белорусские таможенники начали применять рекомендованную ВТО и Международной торговой палатой практику заключения меморандумов о взаимопонимании с производителями — владельцами известных мировых брендов для беспрепятственного ввоза ряда товаров белорусскими компаниями по прямым поставкам. Это позволяет пресечь нелегальный импорт брендовых товаров по заниженным ценам. Подписано уже 75 таких меморандумов, в т.ч. со всеми крупными производителями бытовой техники, IT-продукции, транспортных средств и полуприцепов, запчастей к автомобилям и т.п.

В 2012 г. начат эксперимент категорирования импортеров, получивших статус уполномоченных экономических операторов. Если результат будет положительным, то контроль таможенной стоимости товаров, заявляемой многими отечественными товаропроизводителями, существенно упростится на этапе выпуска.
 
Татьяна АБРАМОВИЧ
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений