Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сдерживание инфляции и цен: МАРТ подвел итоги и рассказал о планах

Фото: freepik.com

Министерство антимонопольного регулирования и торговли провело итоговую коллегию, главной темой которой стало дальнейшее сдерживание роста цен и обеспечение стабильной работы потребительского рынка в 2024 г.

Задачи, казавшиеся невыполнимыми, решены

abogdanov.jpg
       Алексей Богданов

Как отметил министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, в 2023 г. при выполнении традиционных для МАРТ функций реализовывались две стратегически важные задачи. Первая – обеспечение ценовой стабильности. Вторая – сохранение насыщенности внутреннего рынка потребительскими товарами. Одновременно ставилась задача нарастить розничный товарооборот до 4,5% к уровню 2022 г. Несмотря на то, что поставленные цели кажутся противоречивыми, сегодня можно констатировать, что они выполнены.

Конечно, были те, кто не верил в их успешное решение в условиях санкционного давления. Так, аналитики ЕАБР предусматривали сохранение инфляции на уровне 8%. МВФ ожидали сохранения инфляции до 7,5%. По оценкам Всемирного банка, инфляция в Беларуси в 2023 г. должна была сложиться на уровне 11% или выше. Однако, как отметил министр, итоги 2023 г. показали правильность выбранной стратегии и тактики управления инфляцией. Прирост ИПЦ по итогам года сложился ниже целевого уровня и составил 5,8%, что стало одним из самых низких значений среди стран ЕАЭС. При этом в течение 2023 г. уровень годовой инфляции несколько раз переписал исторические минимумы.

Ценовое регулирование не убило торговлю

Важную роль в сдерживании инфляции, безусловно, сыграло регулирование цен на большинство потребительских товаров, а именно постановление Совмина от 19.10 2022 № 713 «О системе регулирования цен». Как отметил А. Богданов, сегодня данным НПА регулируется около 60% потребительской корзины. Прирост цен по этим товарам по итогам 2023 г. составил всего лишь 3,7%, «а с учетом всех остальных инструментов – постоянно регулируемых товаров и услуг, услуг доминантой и естественных монополий – доля потребительского рынка, охваченного регулированием, оценивается на уровне 85%».

Безусловно, введение жестких мер не могло не сказаться на финансовом состоянии торговли: в 2023 г. по сравнению с 2022 г. рентабельность в рознице сократилась. Но уже с марта 2023 г. тенденция изменилась в положительную сторону. В итоге рентабельность продаж по итогам прошлого года составила 1,2% против 0,4% в феврале 2023 г. Рентабельность реализованной продукции сформировалась на уровне 1,4% против 0,4%. Но самое главное: снижение показателя не привело к увеличению убыточных организаций, наоборот, по итогам 2023 г. фиксируется уменьшение их количества. Но их число все равно велико – 18,6% из 473 организаций розничной торговли, учитываемых Белстатом.

Еще лучше выглядят совокупные статистические показатели. Так, розничный товарооборот по итогам года опередил запланированные показатели и вырос на 8,5% – до 76,4 млрд руб. При этом в торговле обеспечен широкий ассортимент товаров, а доля отечественных товаров увеличилась до 60% в общем товарообороте и до 77,5% – в продовольственной группе.

Также А. Богданов напомнил о действующем соглашении между МАРТ и Ассоциацией розничных сетей Беларуси, куда входят 13 крупных торговых сетей, о предоставлении 10%-ной скидки на 29 групп товаров для уязвимых категорий населения – пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, малоимущих – при покупке на сумму не более размера бюджета прожиточного минимума (406,74 руб.). Данное соглашение неоднократно продлевалось и пока действует до конца марта. Программой охвачено около 2 млн чел., а общая сумма предоставленной скидки составила около 60 млн руб. Приведенные данные, по мнению министра, показывают, что ценовое регулирование не убило розничную торговлю, а лишь помогло обеспечить социальную справедливость за счет снижения рентабельности сектора.

Задачи остаются прежними

В 2024 г. основная задача МАРТ остается прежней – сдерживание инфляции в пределах прогнозного значения в 6% годовых. Как отметил министр, ее решение потребует слаженной работы государства, торговли и производителей. Он напомнил, что те условия, которые привели к введению ценового регулирования, никуда не исчезли: внешние рынки остаются нестабильными, санкционное давление не снято, логистика вынуждена постоянно перестраиваться. Поэтому работа и в текущем году обещает быть напряженной.

Что касается потенциальной возможности внесения изменений в постановление № 713, А. Богданов не исключил такого варианта. Он напомнил, что данный НПА – гибкий механизм, призванный найти баланс между интересами производителей, торговли и населения. В него уже 4 раза вносились изменения. В то же время министр отметил, что любые корректировки будут проводиться исключительно при острой необходимости и с учетом выполнения целевой задачи по инфляции.

Одновременно А. Богданов призвал представителей торговли и производителей не ждать действий от правительства и самим контролировать цены и работать над сокращением затрат. Он напомнил, что при выполнении общего параметра инфляции индикативные параметры индексов цен производителей превысили прогноз по девяти видам деятельности из 22 регулируемых. Так, цены производителей промпродукции увеличились на 4,6%, в то время как у сельхозпроизводителей – упали на 5,4%. Заметно выросли индексы цен в строительстве, индексы тарифов на перевозку грузов, а это рост себестоимости и риск роста цен уже в 2024 г. Именно поэтому сокращение затрат станет важным направлением работы в 2024 г.

Цены разрешат повысить, но не всем

В то же время стало известно, что МАРТ все же допускает увеличение в 2024 г. отдельных регулируемых цен и тарифов. А. Богданов напомнил, что на протяжении нескольких лет ведомство ежегодно утверждает так называемую тарифную тетрадь, в которой определяется возможный рост цен на некоторые товары и услуги, регулируемые государством. Так, в 2023 г. были планово повышены цены на подакцизные товары – табак и алкоголь, тарифы на коммунальные услуги, пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, услуги высшего образования.

Вместе с тем на ряд позиций повышение цен было заморожено. В частности, в прошлом году не повышались тарифы на перевозки пассажирским автотранспортом и услуги связи.

Такая же тарифная тетрадь на 2024 год утверждена по итогам совещания у главы государства по вопросам ценообразования в декабре 2023 г. Документом запланировано повышение стоимости подакцизных товаров, услуг ЖКХ, тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным и автотранспортом, обязательных платежей, тарифов, привязанных к базовой величине. По всем остальным позициям повышение цен госорганами производиться не будет.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений