Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №46(2740) от 21.06.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1764
EUR:
3.4043
RUB:
3.7577
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сбор за размещение (распространение) рекламы: формирование и использование

Фото: freepik.com

Указом от 10.04.2023 № 98 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 98) в новой редакции изложен Указ от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131). Основные новации нового НПА таковы.

Во-первых, из Указа № 131 исключены нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты сбора за размещение (распространение) рекламы. Соответствующие нормы перенесены в НК Законом от 30.12.2022  № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения». НК дополнен главой 28-2 «Сбор за размещение (распространение) рекламы».

Напомним, объектом обложения сбором признается оказание услуг по размещению (распространению) рекламы на территории РБ, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, а налоговой базой – стоимость фактически оказанных таких услуг без НДС.

Изменения, внесенные Указом № 98 в Указ № 131, затронули порядок отражения стоимости услуг по размещению (распространению) рекламы в договорах на их оказание. Преду­смотрено два варианта. Так, оказание данных услуг осуществляется на основании договора, содержащего:

– либо непосредственно стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы;

– либо условия определения такой стоимости.

Ранее предусматривалось, что договор должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы. Такая формулировка не позволяла однозначно трактовать это нормативное предписание и затрудняла его применение.

Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения данного требования является незаконным и запрещается.

Во-вторых, Указом № 98 расширены направления использования средств сбора за размещение (распространение) рекламы.

Первоначальной редакцией Указа № 131 было предусмотрено, что средства сбора в полном объеме направляются на оказание поддержки в виде субсидий юридическим лицам, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, являющимся государственными организациями, и используются на финансирование производства (возмещение расходов на производство) белорусского (национального) контента.

Справочно: под государственными организациями понимаются государственные организации, организации, 50% и более акций (долей в уставном фонде) которых находятся в собственности РБ и (или) ее административно-территориальных единиц, организации, созданные в соответствии с международными договорами РБ, учредителями которых является Беларусь совместно с иностранными государствами (ст. 307-11 НК).


Указом № 98 дополнительно преду­смотрена возможность использования средств сбора на оказание поддержки в виде субсидий:

– государственным телеканалам на приобретение оборудования для телевизионного производства, программного обеспечения для производства белорусского (национального) контента, реконструкцию, техническое переоснащение и модернизацию основных производственных фондов, на производство отечественных телесериалов;

– Белорусскому государственному университету на приобретение оборудования, используемого в телевизионном производстве, для факультета журналистики;

– УП «БелТА» на создание, функционирование и эксплуатацию, мультимедийного интернет-ресурса для размещения (распространения) продукции информационных агентств, средств массовой информации, редакциями которых являются государственные органы и государственные организации, зарегистрированных в РБ;

– РУП «Дом прессы» на создание, функционирование и эксплуатацию автоматизированной системы мониторинга теле- и радиопрограмм, распространяемых в РБ.

Таким образом, очевидна направленность использования средств сбора на поддержку, продвижение и широкое распространение произведенного государственными компаниями видеоконтента в цифровой среде посредством создания мультимедийного интернет-ресурса и организация постоянного контроля за информационным пространством посредством создания автоматизированной системы мониторинга телевизионных и радиопрограмм.

Распорядителем средств сбора за размещение (распространение) рекламы является Мининформ, которым создается комиссия по распределению средств сбора. Порядок деятельности комиссии и порядок предоставления и использования субсидий определяются Совмином.

Напомним: в настоящее время постановлением Совмина от 29.04.2022 № 269 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131» установлен порядок деятельности комиссии и порядок использования средств, полученных в виде субсидий. Поскольку изменения, внесенные Указом № 98, вступают в силу через 3 месяца после его официального опубликования, данное постановление должно быть приведено в трехмесячный срок в соответствие с Указом № 98, в т.ч. в части определения порядка предоставления субсидий.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений