Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №68(2762) от 10.09.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1821
EUR:
3.5126
RUB:
3.5184
BTC:
57,641.00 $
Золото:
255.74
Серебро:
2.88
Платина:
96.58
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рост инвестиций в основной капитал в 2025 году: источники финансирования под вопросом

В середине августа 2024 г. правительство сообщило предварительные значения прогнозных параметров на 2025 год. Среди озвученных показателей обращает на себя внимание ожидаемый прирост инвестиций в основной капитал – он запланирован на уровне 7,8% при общем объеме инвес­тиций почти 50 млрд руб. Такое высокое значение говорит о том, что в будущем году инвестиции в основной капитал станут важнейшей составляющей экономического развития Беларуси. При этом остается непонятным, откуда возьмутся средства, чтобы профинансировать очередной этап инвестиционного цикла.

Задача на 50 млрд рублей

Если обратиться к текущей статистике, то можно увидеть, что в январе-июле 2024 г. белорусские предприятия вложили в основные средства 21,5 млрд руб., что на 8,1% выше объема инвестиций в основной капитал за аналогичный период 2023 г. Если текущие темпы останутся прежними, то можно ожидать, что к концу года общий объем инвестиций составит 40 млрд руб. В следующем году, как отмечалось выше, правительство планирует увеличить объем инвестиций в основной капитал до 50 млрд руб.

Анализ текущих вложений показывает, что 68,7% инвестированных средств приходятся на ведомственные предприятия республиканского или местного подчинения, остальные 31,3% – на организации без ведомственной подчиненности. В январе-июле 2024 г. доля строительно-монтажных работ составила 47,7% общего объема инвестиций (в январе-июле 2023 г. – 48,1%). Удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций составил 39,6% (в январе-июле 2023 г. – 38,3%). На долю импортных машин, оборудования, транспортных средств приходилось 49,4% инвестиций, вложенных в активную часть основных средств. Большая часть инвестирования производится за счет собственных средств организаций – доля данного источника в текущем году выросла на 0,6 п.п. и составила 46,3%.

Наиболее привлекательными сферами для инвестирования стали: «операции с недвижимым имуществом» (22,5%), «обрабатывающая промышленность» (19,1%), «сельское хозяйство» (16,1%), «снабжение электроэнергией» (7,4%) и «транспортная деятельность» (6,8%).

Таким образом, отличительными признаками широкого инвестиционного строительства, что развернулось по стране, является высокая вовлеченность предприятий государственной формы собственности, активное использование собственных средств, существенная (до 20%) доля импорта. При этом говорить о завершении инвестиционного цикла пока еще рано. По сути, Беларусь все еще находится в начальной фазе, когда деньги активно вкладываются, а до выхода проектов на окупаемость еще далеко. Так, из 218 проектов перечня «один район – один проект» по состоянию на 1 апреля 2024 г. завершено 34 инициативы.

Аппетиты банков к кредитованию могут снизиться

Ключевым вопросом поддержки инвестиционного цикла является его дальнейшее финансирование. В 2024 г. данный вопрос решился за счет снижения процентных ставок и увеличения доступности кредитов, выделения бюджетных средств в рамках различных государственных программ, привлечения межгосударственного кредитования для реализации интеграционных проектов.

Например, в соответствии с Указом от 28.12.2022 № 442-дсп «О строительстве (реконструкции) молочно-товарных комплексов» преду­смотрено строительство 10 объектов в каждой области. Позже стало известно, что финансирование строительства будет осуществляться в т.ч. за счет привлечения кредитов от Белагропромбанка (постановление Совмина от 20.01.2023 № 50), а на совещании в июле 2023 г. озвучили ориентировочную стоимость одного такого комплекса – 8–9 млн руб. То есть общий объем инвестиций только в это одно направление составляет 480–540 млн руб. При этом большая часть молочно-товарных комплексов должна быть введена в эксплуатацию в сентябре 2024 г., т.к. заявленные нормативные сроки строительства составляют 12 месяцев. Это лишь один из примеров финансирования инвестиционных проектов в текущем году.

При этом следует учитывать, что в 2025 г. процентная и кредитная политики банков могут измениться – судя по всему, Нацбанк принимает осторожные шаги для ограничения роста кредитования. Мы полагаем, что по мере ухудшения индикаторов, указывающих на перегрев белорусской экономики, данная политика регулятора будет становиться все более выразительной и определяющей. При этом растущая кредитная нагрузка предприятий, вовлеченных в инвестиционное строительство, также будет являться ограничителем для получения новых кредитов. Особенно опасно, если предприятия, начавшие осуществлять реализацию инвестиционных проектов, не смогут обеспечить финансирование на их завершение, что грозит смещением сроков запуска и, соответственно, смещением сроков выхода на точку безубыточности.

Таким образом, следует понимать, что кредитование не сможет обеспечить прирост инвестиций в основные средства из-за ожидаемого ужесточения условий по вновь выдаваемым кредитам, а также из-за ухудшения финансового положения предприятий.

Иностранные инвестиции продолжают сокращаться

Еще одним источником финансирования могут стать иностранные инвестиции. Однако и тут ситуация остается сложной. Несмотря на все меры, принимаемые правительством для стимулирования притока иностранных инвестиций, их динамика не радует. По данным Белстата, иностранные инвесторы в 1-м полу­годии 2024 г. вложили в экономику Беларуси 4,1 млрд USD. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель сократился на 400 млн USD, или 8,7% – в январе-июне 2023 г. было инвестировано 4,5 млрд USD.

Основными инвесторами белорусских организаций были субъекты хозяйствования Российской Федерации (66,8% от всех поступивших инвестиций), Кипра (9,7%) и Объединенных Арабских Эмиратов (7,5%). Поступление прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составило 3,1 млрд USD, или 74,4% от всех поступивших иностранных инвестиций. Относительно показателей прошлого года объем ПИИ в 2024 г. снизился на 14,7%. При этом большую часть ПИИ составляет реинвестирование (1563,5 млн USD, или 50,9% от общего объема прямых инвестиций) и долговые инструменты (1471 млн USD, или 47,9%).

Статистика, которую в свою очередь приводит Минэкономики, показывает, что рост инвестиций наблюдается лишь по дружественным странам. Так, в 1-м полугодии 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. рост объема инвестиций по данной категории стран составил: по иностранным инвестициям – на 11,3% (рост доли на 14 п.п.); ПИИ – на 10,6% (рост доли на 16,7 п.п.); ПИИ на чистой основе – на 35,8% (рост доли на 27,5 п.п.). При этом дружественные страны обеспечивают выполнение иностранных инвестиций на 78,8%, ПИИ – на 73,2%, ПИИ на чистой основе – на 76,7%. То есть основное сокращение наблюдается из-за прекращения инвестиций из других стран.

В условиях, когда в самой России осуществляется активное инвестиционное строительство, а стоимость денег на финансовых рынках выше, чем в Беларуси, перспективы дальнейшего увеличения иностранных инвестиций выглядят довольно сомнительно. Скорее всего, в 2025 г. мы увидим дальнейшее сокращение иностранных инвестиций до 7% в целом и до 10% по ПИИ. Соответственно, иностранные инвестиции также не смогут стать источником для финансирования очередного этапа инвестиционного цикла в стране.

Бюджет тоже не резиновый

Конечно, источником финансирования могут быть средства, выделяемые напрямую из бюджета, как в рамках государственных программ, так и на основании отдельных указов и иных НПА. Еще одним источником роста объема средств, инвестируемых в основные средства, является государственная инвестиционная программа – важная составляющая инвестиций в основные средства с тем отличием, что результатом реализации данной программы является не создание новых производств, а строительство объектов социальной инфраструктуры. Однако это тоже новые рабочие места плюс строительно-монтажные работы и приобретение машин, оборудования, транспортных средств.

Все данные программы объединяет одно: их источником финансирования являются средства республиканского или местных бюджетов. И здесь также имеется ограничение. Напомним, что, по словам министра финансов Юрия Селиверстова, доходы бюджета в следующем году прогнозируются в размере 45,5 млрд руб. при совокупном объеме расходов 50 млрд. Таким образом, бюджет на 2025 год планируется с дефицитом на 4,5 млрд руб., или 1,6% к ВВП. Ожидаемый дефицит говорит о том, что бюджетные траты в 2025 г. будут ограничены, а значит, этот источник для роста инвестиций также является сомнительным с точки зрения обеспечения необходимого прироста.

***

Таким образом, несмотря на амбициозные планы по приросту инвестиций в основной капитал в 2025 г., реальных источников финансирования, которые «потянули» бы такой прирост, не просматривается. Кредитная активность банков будет замедляться, процентные ставки расти, иностранные инвестиции останутся под давлением, а бюджетные расходы будут сдерживаться дефицитом бюджета. По сути, вариантов остается немного: привлечение средств на внутреннем рынке или увеличение денежной массы с угрозой роста инфляции.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений