Ретроскидка или бонус у покупателя? Цена вопроса – НДС
Конец года – это не только время подарков и праздников, но и время подведения итогов для многих организаций.
Как правило, для стимулирования продаж организации-продавцы представляют своим покупателям бонусы, премии или скидки как раз именно в конце года.
Разберемся, что же более выгодно для организации, которая работает с уплатой НДС: бонус или ретроскидка?
В чем же отличие ретроскидки от бонуса?
Ретроскидка – это уменьшение (корректировка) цены товара (стоимости) после уже состоявшейся сделки.
Бонус – это мера стимулирования продаж, которая никак не зависит и не влияет на стоимость ранее отгруженного товара покупателю и представляется, напрмер, от объема продаж.
Ретроскидка
Применение ретроскидки влечет у покупателя корректировку в сторону уменьшения суммы затрат, учитываемых при налогообложении, и сумм входного НДС тоже в сторону уменьшения (п. 13 ст. 168, п. 1 ст. 129 НК).
Справочно: в нормах НК и законодательства о бухгалтерском учете отсутствует понятие «ретроскидка», однако на практике понимается, что это уменьшение стоимости товаров, ранее реализованных продавцом, при выполнении неких условий, предусмотренных договором на реализацию этого товара
Например, продавец предоставил покупателю ретроскидку в размере 10 000 руб. Ставка НДС по ранее приобретаемому товару составила 10%.
В данном случае у покупателя возникают следующие налоговые обязательства:
– уменьшение (корректировка затрат) на сумму 9090,91 руб. и увеличение налога на прибыль на сумму 1636,36 руб.;
– уменьшение (корректировка вычетов) НДС на сумму 909,09 руб.;
– итого налогов: 2545,45 руб.
Бонус
Получение бонуса у покупателя влечет включение полной суммы бонуса в состав внерализационных доходов (подп. 3.25 п. 3 ст. 174 НК).
Справочно: НДС с сумм полученных бонусов не исчисляется (подп. 4.1 п. 4 ст. 120 НК, п. 18 ст. 133 НК).
Например, продавец предоставил покупателю бонус в размере 10 000 руб.
В данном случае у покупателя возникают следующие налоговые обязательства:
– вся сумма бонуса будет включена в состав внереализационных доходов, что приведет к уплате налога на прибыль в размере 1800 руб.
Итого налогов: 1800 руб.
Вывод. Таким образом, получение бонуса является более выгодной мерой стимулирования именно для покупателя как минимум на 745,45 руб.
Как видно из норм налогового законодательства, предоставление ретроскидки может привести к необходимости уплаты НДС покупателем (корректировка вычетов) и тем самым уменьшить экономический эффект от скидки, предоставляемой покупателю.
В то же время для продавца такая позиция более желаемая и ведет к скрытой выгоде на сумму НДС.
Поэтому выбирая меру стимулирования своих покупок, покупателю следует более внимательно относится к выбору премии (скидки, бонуса), ведь таким образом он может влиять на свои налоговые обязательства с учетом его потребностей в оптимизации, сложившихся на конкретный момент.