Ремонт транспорта и его декларирование в международной перевозке
При международных автомобильных перевозках водители часто проводят за пределами Беларуси ремонт автотранспорта (находящегося на регистрационном учете в РБ) с установкой новых запчастей и деталей, после чего он ввозится обратно в Беларусь. Бывает, необходим срочный ремонт за пределами стран – участниц Евразийского союза (ЕАЭС).
Какие операции по ремонту (техобслуживанию) транспортных средств в международной перевозке подлежат декларированию перевозчиком, а какие можно производить без таможенного декларирования (без помещения под таможенную процедуру)?
В соответствии с п. 1 ст. 276 Таможенного кодекса Евразийского союза (ТК ЕАЭС) временно вывозимые транспортные средства международной перевозки вывозятся с таможенной территории союза без уплаты вывозных таможенных платежей.
Условия использования транспортных средств международной перевозки регламентированы в ст. 277 ТК ЕАЭС. Так, операции по ремонту (капитальному ремонту), проводимые для восстановления временно вывезенных транспортных средств (п. 3 ст. 277 ТК ЕАЭС) после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, допускаются при условии помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, согласно требованиям гл. 25 ТК ЕАЭС. Как правило, такие операции связаны договорными правоотношениями (договором подряда и т.д.).
При обратном ввозе транспортного средства на таможенную территорию Беларуси у перевозчика возникает необходимость декларирования замененных запчастей, путем помещения их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом стоимость операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС будет определяться как совокупность понесенных расходов, в которые включаются:
– операции по переработке (ремонту);
– стоимость «иностранных» товаров, используемых в процессе переработки (ремонта), если они не включены в расходы на операции по переработке (ремонту).
Ввозные таможенные пошлины, налоги будут подлежать уплате в размере, исчисленном в соответствии со ст. 186 ТК ЕАЭС.
При совершении перевозчиком действий, связанных с ремонтом (капремонтом), без помещения транспортного средства международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, такие действия нарушением считаться не будут. Транспортное средство необходимо будет поместить под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с учетом особенностей, предусмотренных ст. 186 ТК ЕАЭС.
При невыполнении перевозчиком вышеперечисленных требований у него перед таможенным органом возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Следует отметить, что в соответствии с нормами ст. 277 ТК ЕАЭС предусмотрены операции, при совершении которых у перевозчика не возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. К таким операциям относятся:
– операции по техобслуживанию либо ремонту (за исключением капремонта и модернизации), необходимые для обеспечения сохранности, эксплуатации и поддержания состояния, в котором транспортное средство находилось на день вывоза с таможенной территории ЕАЭС, если потребность в таких операциях возникла во время их использования за пределами таможенной территории ЕАЭС;
– операции по безвозмездному (гарантийному ремонту).
Следовательно, при выполнении вышеперечисленных операций перевозчику нет необходимости при ввозе в Беларусь декларировать такие транспортные средства международной перевозки.