Регулирование цен на продукцию, предназначенную для переработки: даны официальные разъяснения
МАРТ и Минсельхозпрод подготовили совместное разъяснение порядка применения постановления «Об установлении предельных максимальных цен на продукцию, поставляемую для переработки», принятого в развитие постановления № 713.
Постановлением Минсельхозпрода от 17.11.2022 № 113 (далее – постановление № 113) установлены предельные максимальные цены на следующую продукцию, поставляемую для переработки: молоко-сырье, свиней и крупный рогатый скот, свинину, говядину и телятину в тушах и полутушах, продовольственные рожь и пшеницу, сахарную свеклу и сахар, ржаную и пшеничную муку, сливочное масло, куриное яйцо. Этот документ вступил в силу с 30 ноября 2022 г.
Полномочия Минсельхозпрода по регулированию цен на перечисленную продукцию закреплены в п. 7 постановления Сомина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713).
По общему правилу, предусмотренному п. 23 постановления № 713, требования этого акта не распространяются на отношения, связанные с реализацией товаров, используемых в процессе производства. Однако для указанных в п. 7 товаров сделано исключение.
В письме от 29.11.2022 Минсельхозпрод и МАРТ разъяснили следующие особенности применения регулируемых цен на продукцию, предназначенную для переработки:
1. Постановлением № 113 введены предельные максимальные цены на продукцию, соответствующую высшим техническим требованиям, установленным в действующих ТНПА (ГОСТ, СТБ), с учетом надбавок (доплат) за качественные характеристики.
Цены на другие сорта и категории продукции, поставляемой для переработки, поставщики формируют исходя из сложившейся в соответствующей организации дифференциации цен по сортам, категориям, маркам и другим качественным показателям, с учетом установленных госорганом предельных максимальных цен.
2. Из п. 22 постановления № 713 следует, что нормы п. 2 этого акта, требующие согласовывать повышение цен, не распространяются на формирование и применение отпускных цен на потребительские товары, цены на которые регулируются госорганами, в частности, путем установления предельных максимальных цен.
Следовательно, если цены на перечисленную в постановлении № 113 продукцию повышаются в рамках установленного этим актом верхнего предела, согласовывать такое повышение нет необходимости.
3. Подпункт 3.3 п. 3 постановления № 713 предусматривает, что производителям не нужно согласовывать отпускные цены в случае повышения регулируемых госорганами предельных цен на материальные ресурсы (в т.ч. сырье), фактически использованные при производстве потребительских товаров, включаемых в себестоимость продукции, пропорционально их увеличению в соответствии с удельным весом данных расходов в себестоимости продукции. Однако эти положения применяются только в случае повышения ранее установленных предельных цен. Т.е. в рассматриваемой ситуации подп. 3.3 п. 3 можно будет применить лишь после повышения предельных максимальных цен, установленных постановлением № 113.
Повышение цен на продукцию, поставляемую для переработки, не выходящее за установленный ныне верхний предел, не является основанием для пропорционального увеличения отпускных цен производителями потребительских товаров.
4. В случаях, когда для дальнейшей переработки реализуется продукция, которая может приобретаться как с этой целью, так и для последующей реализации (например, сахар, мука и т.п.), в договорах, ТН и ТТН рекомендуется указывать цель реализации – для дальнейшей переработки.
Кроме того, министерства напомнили, что в случае невыполнения установленного параметра по индексу потребительских цен ранее принятые уполномоченными органами решения о согласовании отпускных цен могут быть отменены этими органами по предписанию МАРТ. В таком случае до производителя доведут решение об отмене повышенной отпускной цены и необходимости вернуть ее к уровню, действовавшему до повышения.