$

2.1064 руб.

2.3903 руб.

Р (100)

3.2768 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Бюджет прожиточного минимума

216.90 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

Регионы за базар в ответе

22.02.2019
Регионы за базар в ответе
ТЦ OldCity в Гродно. Фото: domovita.by

Минчан не удивить крупными торгово-развлекательными центрами и моллами. В регионах все скромнее, но и там рынок торговой недвижимости не стоит на месте и даже грозит обойти столицу, в т.ч. по качеству сделок в этом сегменте. Подробнее – в очередном обзоре Сергея СЕНКЕВИЧА, старшего аналитика Colliers International.

В Беларуси остались единичные города и районы, где обеспеченность торговыми площадями еще не дотягивает до т.н. «социального стандарта»: 600 м2 торговой площади на 1000 жителей. И многие региональные ТРЦ имеют качественную концепцию, а их работа прекрасно организована.

Обгоняют столицу по размеру и качеству

Некоторые из них, будь они реализованы в Минске, вполне органично вписались бы в рынок столицы и оказались бы вполне конкурентными на фоне существующих собратьев. Например, витебский GreenCenter, возведенный тем же девелопером, что и минский ТЦ «Скала», во многом исполнен с учетом архитектуры, планировок и наполнения своего аналога. Очень достойно выглядит торговый центр OldCity, построенный в Гродно компанией «Конте Спа».

Есть примеры проектов даже крупнее столичных. Так, на современном этапе самые большие торговые объекты из сегмента DIY Store расположены в региональных городах. Это магазины сети «Материк» в Гродно (13,2 тыс. м2) и Бресте (15,3 тыс. м2).

В Бресте сегмент DIY вообще развит как нигде в Беларуси.

Во-первых, там долгое время функ­ционирует несколько грандиозных строительных рынков. Они в небывалом количестве представлены в городе над Бугом, а в Минске подобного не было даже в тот период, когда рынки «рулили» и заправляли всей розницей. Это, в частности, специализированные «Забудова-Брест», «Задворцы», «Будаўнiчы Рай», «Южный», «Фиеста-Вива». Павильоны строительно-отделочного назначения есть и на смешанных рынках.

Во-вторых, в Бресте присутствуют все крупнейшие национальные DIY-операторы.

Кроме самого масштабного отечественного DIY-гипермаркета «Материк», введенного в эксплуатацию в 2018 г., в Бресте представлены гипермаркеты сетей ОМА и Mile. И даже такой популярный теперь в столице концепт ТЦ, как «центр интерьеров», «центр интерьерных решений», своей природой тоже обязан этому областному городу. Первым в Беларуси объектом, начавшим позиционировать себя как «центр интерьеров», стал брестский ТЦ DomusCity. Правда, в таком формате он не выдержал конкуренции с сетевыми мебельными и строительными гигантами и постепенно перепрофилируется в бизнес-центр, что, наверное, имеет определенную логику на фоне роста спроса на современные офисные площади.

Круговорот сделок

В 2018 г. регионы фигурировали в крупнейших сделках купли/продажи, совершенных с объектами торговой недвижимости в нашей стране. Например, столичная компания «Табак-Инвест» приобрела два внушительных торговых центра, принадлежавших ранее ЗАО «Юнифуд» (оператор сети «Алми»). Так, в Бресте был куплен ТЦ на ул. Мос­ковской, площадь которого 13,8 тыс. м2. В Гродно – торговый центр на пр. Кос­монавтов (15,3 тыс. м2).

И наоборот, региональная оптово-розничная компания, ООО «Ресттрэйд», имеющая сеть «Дионис», отметилась знаковыми приобретениями столичных торговых объектов. В част­ности, теперь ей принадлежит широко известный еще с советских времен универсам «Могилевский». На его площадях уже проведена реконструкция и открыт супермаркет сети владельца. Позже добавился еще один известный мин­ский торговый объект, который долгое время сопротивлялся «сетевизации», – универсам «Первомайский».

Кроме сделок с недвижимостью или единичными объектами торговли, региональные структуры отметились и в числе значимых участников рынка слияний и поглощений бизнеса. Так, одна из крупнейших розничных компаний, ООО «Санта Ритейл», приобрела сеть «Рублевский», на тот момент имев­шую 53 действующих магазина в столице. Этой сделкой компания, у которой был только один розничный объект в Минске (магазин «Санта Фиш»), сразу существенно закрепилась на рынке столичной розницы.

Не как у всех

За прошедший год в регионах произошли и существенные перемены в плане развития современной торговой недвижимости. Оценивая качество и масштаб реализованных проектов, наверное, следует не только сопоставлять их со столичным уров­нем, но и учитывать местную специфику. Например, для многих райцентров масштабным событием становится ввод в эксплуатацию нового супермаркета сети «Евроопт» площадью в 1,8–2 тыс. м2.

Как уже сказано, самые значительные «рождения» новых торговых объектов в 2018 г. отмечены в Бресте. Кроме упомянутого «Материка» открыт еще один ТЦ – «Вар­шавский», имеющий площадь прак­тически 13 тыс. м2. Якорным арендатором в нем выступил гипермаркет сети Green. Здесь также заработал первый в городе объект общественного питания по обслуживанию автолюбителей сети «Кинг Драйв».

Но самым необычным стоит считать введение в строй в мае 2018 г. торгового центра «Корона» в Шклове. Сам ТЦ не очень большой, что и не привлекло бы к нему внимания: 3,6 тыс. м2.

Но чего стоит наполнение! На до­статочно компактных площадях рас­положились супермаркет сети «Корона», магазин «Корона-Техно», детский развлекательный центр Discovery и… двухзальный 3D-кинотеатр с фудкортом и пиццерией. Как следует из описания характеристик кинотеатра, в наличии «многоканальный объемный звук от DOLBY DIGITAL 7.1. и акустической системы легендарной американской марки JBL; применение поляризационной 3D-технологии на серебряных экранах французского производства; ультрасовременный цифровой кинопроектор NEC NC1000C с разрешением 2К 2048 х1080 пикселей».

Теперь более крупные райцентры с населением под 200 тысяч, такие как Барановичи, Борисов или Бобруйск, или «богатый» город-стотысячник Солигорск, имеющие намного более масштабные «Короны», могут только завидовать Шклову, в котором проживают чуть больше 16 тыс. человек. Но, возможно, этот пример останется в республике единственным – аналитики видят в нем исключительно имиджевый проект.


Менеджмент: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях