Регионы за базар в ответе
Минчан не удивить крупными торгово-развлекательными центрами и моллами. В регионах все скромнее, но и там рынок торговой недвижимости не стоит на месте и даже грозит обойти столицу, в т.ч. по качеству сделок в этом сегменте. Подробнее – в очередном обзоре Сергея СЕНКЕВИЧА, старшего аналитика Colliers International.
В Беларуси остались единичные города и районы, где обеспеченность торговыми площадями еще не дотягивает до т.н. «социального стандарта»: 600 м2 торговой площади на 1000 жителей. И многие региональные ТРЦ имеют качественную концепцию, а их работа прекрасно организована.
Обгоняют столицу по размеру и качеству
Некоторые из них, будь они реализованы в Минске, вполне органично вписались бы в рынок столицы и оказались бы вполне конкурентными на фоне существующих собратьев. Например, витебский GreenCenter, возведенный тем же девелопером, что и минский ТЦ «Скала», во многом исполнен с учетом архитектуры, планировок и наполнения своего аналога. Очень достойно выглядит торговый центр OldCity, построенный в Гродно компанией «Конте Спа».
Есть примеры проектов даже крупнее столичных. Так, на современном этапе самые большие торговые объекты из сегмента DIY Store расположены в региональных городах. Это магазины сети «Материк» в Гродно (13,2 тыс. м2) и Бресте (15,3 тыс. м2).
В Бресте сегмент DIY вообще развит как нигде в Беларуси.
Во-первых, там долгое время функционирует несколько грандиозных строительных рынков. Они в небывалом количестве представлены в городе над Бугом, а в Минске подобного не было даже в тот период, когда рынки «рулили» и заправляли всей розницей. Это, в частности, специализированные «Забудова-Брест», «Задворцы», «Будаўнiчы Рай», «Южный», «Фиеста-Вива». Павильоны строительно-отделочного назначения есть и на смешанных рынках.
Во-вторых, в Бресте присутствуют все крупнейшие национальные DIY-операторы.
Кроме самого масштабного отечественного DIY-гипермаркета «Материк», введенного в эксплуатацию в 2018 г., в Бресте представлены гипермаркеты сетей ОМА и Mile. И даже такой популярный теперь в столице концепт ТЦ, как «центр интерьеров», «центр интерьерных решений», своей природой тоже обязан этому областному городу. Первым в Беларуси объектом, начавшим позиционировать себя как «центр интерьеров», стал брестский ТЦ DomusCity. Правда, в таком формате он не выдержал конкуренции с сетевыми мебельными и строительными гигантами и постепенно перепрофилируется в бизнес-центр, что, наверное, имеет определенную логику на фоне роста спроса на современные офисные площади.
Круговорот сделок
В 2018 г. регионы фигурировали в крупнейших сделках купли/продажи, совершенных с объектами торговой недвижимости в нашей стране. Например, столичная компания «Табак-Инвест» приобрела два внушительных торговых центра, принадлежавших ранее ЗАО «Юнифуд» (оператор сети «Алми»). Так, в Бресте был куплен ТЦ на ул. Московской, площадь которого 13,8 тыс. м2. В Гродно – торговый центр на пр. Космонавтов (15,3 тыс. м2).
И наоборот, региональная оптово-розничная компания, ООО «Ресттрэйд», имеющая сеть «Дионис», отметилась знаковыми приобретениями столичных торговых объектов. В частности, теперь ей принадлежит широко известный еще с советских времен универсам «Могилевский». На его площадях уже проведена реконструкция и открыт супермаркет сети владельца. Позже добавился еще один известный минский торговый объект, который долгое время сопротивлялся «сетевизации», – универсам «Первомайский».
Кроме сделок с недвижимостью или единичными объектами торговли, региональные структуры отметились и в числе значимых участников рынка слияний и поглощений бизнеса. Так, одна из крупнейших розничных компаний, ООО «Санта Ритейл», приобрела сеть «Рублевский», на тот момент имевшую 53 действующих магазина в столице. Этой сделкой компания, у которой был только один розничный объект в Минске (магазин «Санта Фиш»), сразу существенно закрепилась на рынке столичной розницы.
Не как у всех
За прошедший год в регионах произошли и существенные перемены в плане развития современной торговой недвижимости. Оценивая качество и масштаб реализованных проектов, наверное, следует не только сопоставлять их со столичным уровнем, но и учитывать местную специфику. Например, для многих райцентров масштабным событием становится ввод в эксплуатацию нового супермаркета сети «Евроопт» площадью в 1,8–2 тыс. м2.
Как уже сказано, самые значительные «рождения» новых торговых объектов в 2018 г. отмечены в Бресте. Кроме упомянутого «Материка» открыт еще один ТЦ – «Варшавский», имеющий площадь практически 13 тыс. м2. Якорным арендатором в нем выступил гипермаркет сети Green. Здесь также заработал первый в городе объект общественного питания по обслуживанию автолюбителей сети «Кинг Драйв».
Но самым необычным стоит считать введение в строй в мае 2018 г. торгового центра «Корона» в Шклове. Сам ТЦ не очень большой, что и не привлекло бы к нему внимания: 3,6 тыс. м2.
Но чего стоит наполнение! На достаточно компактных площадях расположились супермаркет сети «Корона», магазин «Корона-Техно», детский развлекательный центр Discovery и… двухзальный 3D-кинотеатр с фудкортом и пиццерией. Как следует из описания характеристик кинотеатра, в наличии «многоканальный объемный звук от DOLBY DIGITAL 7.1. и акустической системы легендарной американской марки JBL; применение поляризационной 3D-технологии на серебряных экранах французского производства; ультрасовременный цифровой кинопроектор NEC NC1000C с разрешением 2К 2048 х1080 пикселей».
Теперь более крупные райцентры с населением под 200 тысяч, такие как Барановичи, Борисов или Бобруйск, или «богатый» город-стотысячник Солигорск, имеющие намного более масштабные «Короны», могут только завидовать Шклову, в котором проживают чуть больше 16 тыс. человек. Но, возможно, этот пример останется в республике единственным – аналитики видят в нем исключительно имиджевый проект.