Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рецепты качества жилищно-коммунальных услуг

Постоянная комиссия Палаты представителей по жилищной политике и строительству готовит законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» ко второму чтению. Какие статьи требуют, по мнению депутатов, доработки? Прежде всего те, вокруг которых при рассмотрении законопроекта в первом чтении на сессии разгорелись споры.

Помимо потребителя, исполнителя, общественных объединений потребителей, госорганов и иных организаций появляется еще один участник отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) – уполномоченное лицо на оказание услуги по управлению общим имуществом.

Уполномоченное лицо – это организация, назначаемая местным ис­полнительным и распорядительным органом, которая также организует оказание основных и дополнительных ЖКУ и осуществляет иные функ­ции, определенные законодательством.

Отвечая на вопросы депутатов, министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов подчерк­нул:

«В тех домах, где граждане сами занимаются эксплуатацией жилого фонда через создание товарищества собственников, избираемый ими председатель, по сути, и организует оказание этих услуг. Там о назначении уполномоченного лица речь не идет».

То есть оно назначается в тех многоквартирных жилых домах, где жильцы не смогут прийти к согласию и принять решение о создании товарищества собственников.

Уполномоченное лицо наравне с потребителем и исполнителем сможет получать консультации по вопросам защиты прав потребителей ЖКУ в Минжилкомхозе, МАРТ, Мин­энерго. Кроме того, при несогласии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов, связанными с применением Закона, уполномоченное ли­цо наделяется правом обжаловать их действия в судебном порядке. Правда, эта статья проекта у многих вызывает сомнение: рискнет ли уполномоченное лицо, которое назначается органами местной влас­ти и, таким образом, зависит от них, подать на «начальство» в суд?

Действующий Закон предлагается дополнить статьей, поручающей правительству определять критерии качества ЖКУправа и обязанности уполномоченного лица, ус­танавливать типовые формы договоров на предоставление ЖКУ, порядок перерасчета платы за коммунальные услуги в период перерывов в их оказании.

На качестве оказываемых услуг в ЖКХ заострил внимание депутат Андрей Рыбак. Так, согласно Закону, в тех случаях, когда услуга не оказана, потребитель имеет право требовать возврата уплаченных за нее денег.

Однако постановление Совмина от 27.01.2009 № 99 (в редакции постановления от 28.02.2019 № 133) устанавливает здесь ограничение – в зависимости от вида услуги, срока и т.д.

«Как мне объяснить своему избирателю, что, например, если подъезд не убирается вовсе, то ему возместят лишь 10%, а остальное он должен оплатить?» – поинтересовался депутат.

Совмин также пропишет процедуру приостановления оказания ком­мунальных услуг потребителю, имеющему задолженность по их оплате без уважительных причин. А также порядок проведения профессиональной аттестации и выдачи свидетельств лицам, которые смогут предоставлять услуги по техобслуживанию, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, текущему ремонту и др.

Отметим, профессиональная ат­тестация работников организаций, входящих в систему Минжилкомхоза, занимающих должности руководителей (заместителей), действует с марта 2015 г. По словам А. Терехова, она положительно сказалась на качестве услуг.

Однако, похоже, эту статью проекта министерству все же придется редактировать: депутаты требовали объ­яснить, почему вводится аттестация индивидуальных предпринимателей, которые собираются оказывать услуги, например, по техническому обслуживанию или санитарному содержанию вспомогательных помещений.

«Зачем индивидуальному пред­принимателю, который убирает подъезды, проходить аттестацию? Что там аттестовывать? Зачем человеку тратить на это деньги и время?» – спрашивала у министра депутат Ольга Политико.

Парламентарии провели аналогию с аттестацией председателей товариществ собственников жилья. Люди по 8–10 лет возглавляли эти организации, успешно работали, пользовались доверием жильцов, но аттестацию пройти не смогли из-за отсутствия высшего образования.

Документ, касающийся огромного количества граждан и юридических лиц, не выносился на общественное обсуждение. А в прилагаемом к законопроекту обосновании разработчики сообщают, что планируемые нововведения не затрагивают вопросов осуществления предпринимательской деятельности.

«Это означает, что вы не предполагаете введения в эту сферу частного бизнеса?» – поинтересовалась депутат Анна Канопацкая.

Ее вопросы созвучны с теми, которые задают эксперты Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. Они также утверждают, что законопроект в случае его принятия лишит жителей выбора по­ставщиков услуг. Ведь, если сегодня потребитель заключает договор с каж­дым исполнителем отдельно, то завтра он передаст свое право на выбор исполнителей, в т.ч. дополнительных ЖКУ, уполномоченному лицу.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by