Рецепты качества жилищно-коммунальных услуг
Постоянная комиссия Палаты представителей по жилищной политике и строительству готовит законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» ко второму чтению. Какие статьи требуют, по мнению депутатов, доработки? Прежде всего те, вокруг которых при рассмотрении законопроекта в первом чтении на сессии разгорелись споры.
Помимо потребителя, исполнителя, общественных объединений потребителей, госорганов и иных организаций появляется еще один участник отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) – уполномоченное лицо на оказание услуги по управлению общим имуществом.
Уполномоченное лицо – это организация, назначаемая местным исполнительным и распорядительным органом, которая также организует оказание основных и дополнительных ЖКУ и осуществляет иные функции, определенные законодательством.
Отвечая на вопросы депутатов, министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов подчеркнул:
«В тех домах, где граждане сами занимаются эксплуатацией жилого фонда через создание товарищества собственников, избираемый ими председатель, по сути, и организует оказание этих услуг. Там о назначении уполномоченного лица речь не идет».
То есть оно назначается в тех многоквартирных жилых домах, где жильцы не смогут прийти к согласию и принять решение о создании товарищества собственников.
Уполномоченное лицо наравне с потребителем и исполнителем сможет получать консультации по вопросам защиты прав потребителей ЖКУ в Минжилкомхозе, МАРТ, Минэнерго. Кроме того, при несогласии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов, связанными с применением Закона, уполномоченное лицо наделяется правом обжаловать их действия в судебном порядке. Правда, эта статья проекта у многих вызывает сомнение: рискнет ли уполномоченное лицо, которое назначается органами местной власти и, таким образом, зависит от них, подать на «начальство» в суд?
Действующий Закон предлагается дополнить статьей, поручающей правительству определять критерии качества ЖКУ, права и обязанности уполномоченного лица, устанавливать типовые формы договоров на предоставление ЖКУ, порядок перерасчета платы за коммунальные услуги в период перерывов в их оказании.
На качестве оказываемых услуг в ЖКХ заострил внимание депутат Андрей Рыбак. Так, согласно Закону, в тех случаях, когда услуга не оказана, потребитель имеет право требовать возврата уплаченных за нее денег.
Однако постановление Совмина от 27.01.2009 № 99 (в редакции постановления от 28.02.2019 № 133) устанавливает здесь ограничение – в зависимости от вида услуги, срока и т.д.
«Как мне объяснить своему избирателю, что, например, если подъезд не убирается вовсе, то ему возместят лишь 10%, а остальное он должен оплатить?» – поинтересовался депутат.
Совмин также пропишет процедуру приостановления оказания коммунальных услуг потребителю, имеющему задолженность по их оплате без уважительных причин. А также порядок проведения профессиональной аттестации и выдачи свидетельств лицам, которые смогут предоставлять услуги по техобслуживанию, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, текущему ремонту и др.
Отметим, профессиональная аттестация работников организаций, входящих в систему Минжилкомхоза, занимающих должности руководителей (заместителей), действует с марта 2015 г. По словам А. Терехова, она положительно сказалась на качестве услуг.
Однако, похоже, эту статью проекта министерству все же придется редактировать: депутаты требовали объяснить, почему вводится аттестация индивидуальных предпринимателей, которые собираются оказывать услуги, например, по техническому обслуживанию или санитарному содержанию вспомогательных помещений.
«Зачем индивидуальному предпринимателю, который убирает подъезды, проходить аттестацию? Что там аттестовывать? Зачем человеку тратить на это деньги и время?» – спрашивала у министра депутат Ольга Политико.
Парламентарии провели аналогию с аттестацией председателей товариществ собственников жилья. Люди по 8–10 лет возглавляли эти организации, успешно работали, пользовались доверием жильцов, но аттестацию пройти не смогли из-за отсутствия высшего образования.
Документ, касающийся огромного количества граждан и юридических лиц, не выносился на общественное обсуждение. А в прилагаемом к законопроекту обосновании разработчики сообщают, что планируемые нововведения не затрагивают вопросов осуществления предпринимательской деятельности.
«Это означает, что вы не предполагаете введения в эту сферу частного бизнеса?» – поинтересовалась депутат Анна Канопацкая.
Ее вопросы созвучны с теми, которые задают эксперты Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. Они также утверждают, что законопроект в случае его принятия лишит жителей выбора поставщиков услуг. Ведь, если сегодня потребитель заключает договор с каждым исполнителем отдельно, то завтра он передаст свое право на выбор исполнителей, в т.ч. дополнительных ЖКУ, уполномоченному лицу.