Разъясняет ГТК: как подтвердить категорию автомобиля при ввозе в Беларусь

Подтверждение категории транспортного средства необходимо для уплаты утилизационного сбора. Заключения БелТПП для этих целей не подойдут.
В ГТК напоминают, что при ввозе в Беларусь автомобилей как из государств – членов ЕАЭС, так и из третьих стран, как правило, подлежит уплате утилизационный сбор.
Справочно: вопросы, связанные с уплатой утилизационного сбора, регулируются гл. 28 НК. Виды и категории транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставки сбора определены постановлением Совмина от 01.07.2019 № 437 «Об утилизации транспортных средств».
Категории транспортных средств (далее – ТС), фигурирующие в вышеназванном постановлении Совмина, соответствуют классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – техрегламент).
Из постановления ГТК от 13.02.2014 № 4 «О документе, отражающем исчисление и уплату утилизационного сбора» (далее – постановление № 4) следует, что для подтверждения уплаты утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, в таможню представляется документ, отражающий исчисление и уплату данного сбора (далее – РС). К РС нужно приложить документы, подтверждающие соответствие вида и категории ТС классификации по техрегламенту.
Пунктом 29 Инструкции, утв. постановлением № 4, установлен закрытый перечень таких документов:
– для подтверждения категории «М1» – свидетельство о регистрации (техпаспорта, технические талоны), иные документы, подтверждающие регистрацию ТС в государстве предыдущей регистрации, транспортные (перевозочные), коммерческие документы;
– для подтверждения категории, отличной от «М1», – одобрения типа ТС, свидетельство о регистрации, иные документы, подтверждающие регистрацию автомобиля в государстве вывоза, сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии.
При этом в Беларуси отсутствуют организации, уполномоченные определять вид и категорию транспортных средств, подчеркивают в таможенном ведомстве. Поэтому выданные белорусскими организациями и ИП заключения (акты консультаций) надлежащими документами не являются. Это касается в т.ч. заключений, полученных в БелТПП и НТЦ «Республиканский полигон для испытаний мобильных машин» (входит в структуру Объединенного института машиностроения НАН Беларуси).
Единственной альтернативой документам, указанным в п. 29 Инструкции, выступает заключение представителя изготовителя транспортного средства в государстве – члене ЕАЭС.
Таким образом, если имеющиеся у лица, ввозящего автомобиль, документы не позволяют подтвердить классификацию ТС, необходимо получить заключение официального представителя соответствующего автопроизводителя.