Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Эффективность разведки и добычи полезных ископаемых обсудили на совещании у главы государства

Фото: freepik.com

На встрече, центральной темой которой стала эффективность разработки и добычи полезных ископаемых, речь шла не только о калийных удобрениях и нефти, но и о других видах ископаемых, добываемых на территории Беларуси: торфе, песках, глинах и т.д. Обсуждалось наращивание геологоразведочных работ, в т.ч. по углеводородному сырью.

«Черного золота» нужно больше

Основные вопросы, которые поставил Александр Лукашенко перед собравшимися членами правительства, руководителями ведомств и организаций, касались эффективности разработки месторождений, количества и качества геологоразведочных работ, увеличения объемов добычи полезных ископаемых, в т.ч. с точки зрения перспективы импортозамещения.

Глава государства обратил внимание на недостаточный объем добычи нефти, сравнив текущий объем добычи (2 млн т) с объемом, добываемым в советское время (8 млн т).

Это не первый раз, когда ставится задача по увеличению объемов добываемой нефти. Так, в 2021 г. А. Лукашенко высказал мнение о возможности увеличения объема добываемой в стране нефти до 3–3,5 млн т в год за счет разведки и открытия новых месторождений. И хотя ПО «Белоруснефть» ежегодно увеличивает объем добычи нефти и совершенствует технологии и методы добычи, прирост объемов пока оставляет желать лучшего – за последние 7 лет (с 2017 по 2023 год) объем добываемой нефти удалось увеличить с 1,65 млн т до 1,88 млн т.

Основная причина столь медленного прироста – особенности белорусских месторождений «черного золота». Дело в том, что практически вся разведанная в Беларуси нефть является трудноизвлекаемой, а эксплуатируемые месторождения находятся в поздней стадии разработки, что требует особого подхода к проводимым работам и их эксплуатации. Данные условия являются естественным ограничением, препятствующим экстенсивному увеличению объемов добычи. Вместе с тем необходимо отметить, что, следуя полученным указаниям, ПО «Белоруснефть» заметно интенсифицировала геологоразведочные работы. Только в 2022 г. разведанные запасы нефти увеличились на 2,15 млн т, что на 390 тыс. т больше, чем в 2021 г.

Всего же в Беларуси выявлено 94 месторождения нефти, а ее промышленные запасы оцениваются в 44,7 млн т, что способно обеспечить добычу данного ресурса на 25 лет при условии ежегодного объема добычи в размере 1,8 млн т. Однако вышеуказанные особенности исключают возможность «забрать» эту нефть более быстрыми темпами, хотя технологии и не стоят на месте. Александр Лукашенко отметил, что понимает особенности добычи нефти, однако заявил, что работать можно и нужно эффективнее, особенно что касается геологоразведочных работ – они должны вестись шире и интенсивнее.

Покупаем то, что имеем сами

Обратили внимание на совещании и на отсутствие единого контроля за разработкой месторождений. Сегодня правом использования недр наделены многие ведомства, что нередко приводит к тому, что каждое следует исключительно своим интересам и добывает только те виды полезных ископаемых, на которых специализируется. А если следующим слоем там залегает какое-то другое полезное ископаемое, сегодня нет ответственной стороны, которая могла бы оценить ситуацию и решить, добывать ли этот сопутствующий ресурс.

Еще один поднятый вопрос – недостаточная загруженность производственных мощностей предприятий по целому ряду полезных ископаемых: пески стекольные и формовочные добываются лишь в объеме 39% от возможного, глины тугоплавкие – 47%, мел, мергель, глина и трепел для цемента – 53%, доломит – 38%, облицовочный камень – 44%. В итоге получается, что, несмотря на наличие достаточной сырьевой базы в Беларуси, за прошедший год за пределами страны закуплено гальки, гравия и щебня почти 300 тыс. т на 18 млн USD, импортировано 50 тыс. т природных песков почти на 5 тыс. USD.

Конкретный пример: белую глину (каолин) для отечественной плитки раньше импортировали из Украины, сегодня сырье закупается в России, хотя в стране есть возможности освоения собственных месторождений. Стекольная промышленность страдает от нехватки кварцевого пес­ка, в то время как его разведанный только на сегодняшний день объем мог бы дать запас сырья на два года.

Итогом такой неэффективной работы является неполная загрузка производств и снижение объемов выпускаемой продукции, что заведомо тащит вниз другие показатели.

Санкционное бремя влияет на экспорт

Затронули на мероприятии и тему санкций. Так, в прошлом году предприятия Минстройархитектуры на 25% снизили экспорт щебня. Минэнерго почти в два раза меньше поставило за рубеж торфяной продукции, что привело к сокращению экспортной выручки. Основная причина снижения поставок – введение санкций. Однако глава государства потребовал от руководителей предприятий не искать оправданий, а выходить на другие рынки сбыта и не допускать необоснованного посредничества при экспорте полезных ископаемых и ввоза в страну той продукции, которая уже производится в Беларуси. Он потребовал пересмотра всех позиций по импортируемым сегодня материалам на предмет замещения отечественными аналогами.

По итогам совещания принято решение о дальнейшем увеличении объемов геологоразведочных работ. Генеральный директор ПО «Белоруснефть» рассказал о планах объединения и дальше наращивать добычу нефти и заявил, что планка в 2 млн т добычи может быть достигнута уже в 2025 г. Руслан Пархамович, министр архитектуры и строительства, в свою очередь отметил, что его ведомство зай­мется решением вопроса импортозамещения, чтобы в кратчайшие сроки заместить материалы и сырье, которые сегодня приходится покупать за рубежом.

Не исключено, что в ближайшее время могут измениться и подходы к управлению разработкой месторождений – можно предположить усиление роли Минприроды и Научно-производственного центра по геологии, которые могут активнее привлекаться к осуществлению контроля за эффективностью производимых работ. А вот с точки зрения исключения схем посредничества есть сомнения, что их использование прекратится, т.к. в условиях санкционных ограничений применение сложных схем сбыта часто необходимое и незаменимое условие для успешной поставки белорусских товаров за рубеж.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений