Работник с пенсией – руководитель с премией
С 28 октября вступил в силу Указ Президента от 26.10.2020 № 381 «Об обеспечении расчетов с бюджетами» (далее Указ – № 381). Документом введен запрет на начисление стимулирующих выплат (премий, бонусов и вознаграждений) за результаты работы руководителям и главным бухгалтерам организаций при наличии задолженности перед республиканским и местными бюджетами, ФСЗН.
Ранее такой запрет действовал только при задолженности по платежам в госбюджет и был установлен Указом от 13.08.1996 № 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени» (далее – Указ № 292). Этот документ с 28 октября утратил силу.
В комментарии пресс-службы Президента к новому Указу говорится, что он «устанавливает более справедливый и действенный механизм применения мер материальной ответственности за задолженность по платежам в бюджеты».
Применение норм документа разъяснило Минтруда и соцзащиты. Из комментария следует, что Указ № 381 вводит равнозначную ответственность за допущение задолженности (в т.ч. просроченной) по платежам в республиканский, местный бюджеты и бюджет ФСЗН. Логика принятия такого решения объясняется тем, что поскольку бюджет фонда наравне с республиканским и местными бюджетами выступает гарантом прав граждан на социальное обеспечение, пропорциональная ответственность за его пополнение должна быть передана руководителям юридических лиц.
В качестве мер материальной ответственности для них установлено, что стимулирующие выплаты теперь могут начисляться только относительно:
- календарных дней, в которых отсутствовала задолженность по платежам в бюджеты;
- месяцев, в которых отсутствовала просроченная задолженность по таким платежам.
Ранее Указом № 292 предусматривалось полное лишение всех видов премий вне зависимости от периода их начисления и вида задолженности.
Меры материальной ответственности, предусмотренные Указом № 381, будут применяться в отношении:
- руководителя организации (обособленного подразделения);
- всех его заместителей;
- главного бухгалтера и его заместителей.
Несоблюдение ими основных требований Указа является грубым нарушением трудовых обязанностей.
Вместе с тем, положения Указа № 381 не распространяются на руководителей и главных бухгалтеров (их заместителей) юридических лиц и их обособленных подразделений), которым предоставлена отсрочка или рассрочка погашения задолженности по платежам в бюджеты по решению Президента, местных Советов депутатов и исполкомов.
Напомним, что ранее обсуждалась идея о введении для руководителей организаций, допустивших неплатежи в ФСЗН, субсидиарной ответственности. Однако предложение подверглось критике делового сообщества.
По данным Минтруда, за первое полугодие 2020 г. в бюджет ФСЗН поступило 8,4 млрд руб., из них взносов на социальное страхование – около 7,8 млрд. При этом субвенции и трансферты из республиканского и местных бюджетов составили почти 550 млн руб. За этот период бюджетом ФСЗН израсходовано 8,35 млрд руб., в т.ч. на выплату пенсий – 6,5 млрд.
Формально бюджет фонда остается бездефицитным, поскольку ассигнования из государственного бюджета предусмотрены законодательно.
В базе ФСЗН содержится информация о 994 неплательщиках, допустивших образование задолженности свыше 100 руб. на 1 июля текущего года. Вместе с тем, если наниматель не уплачивает за работников обязательные страховые взносы в бюджет ФСЗН, у них не формируется страховой стаж, необходимый (наряду с трудовым стажем) для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В 2020 году для назначения пенсии требуется страховой стаж 17 лет 6 месяцев, а к 2025 году он достигнет 20 лет.
Список нанимателей-неплательщиков опубликован и регулярно обновляется на сайте Фонда в разделе «Должники» закладки «Сбор и уплата страховых взносов».
Каждый работающий гражданин может убедиться в достоверности сведений, занесенных в его индивидуальный лицевой счет (ИЛС), о датах приема и увольнения, суммах выплат, на которые начислены страховые взносы.
Проверить информацию из ИЛС можно обратившись непосредственно в территориальный орган Фонда, или к его информационным посредникам (РУП «Белпочта» и РУП «Белтелеком»), или запросить сведения онлайн на Едином портале электронных услуг portal.gov.by ОАИС.
При наличии задолженности по платежам в бюджет ФСЗН и отсутствии информации о помещении в систему платежного поручения плательщика органы Фонда в АИС ИДО направляют платежное требование для взыскания денежных средств (электронных денег) в бесспорном порядке. Принятые АИС ИДО платежные требования взыскателей, платежные инструкции плательщиков помещаются в базу должников АИС ИДО на период их исполнения либо до отзыва.