Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проверочная нагрузка может вырасти

Фото: freepik.com

В Беларуси планируются изменения в условиях проведения контрольных мероприятий: соответствующий проект госрешения уже подготовлен. Эксперты считают новации довольно серьезными, ведь количество проверок компаний может увеличиться.

Мониторинги по новым правилам

Государство контролирует деятельность субъектов хозяйствования разными способами – нередко дистанционно, путем проведения камерального контроля.

При наличии оснований контролирующие ведомства проводят мониторинги, в ходе которых должностные лица, посещая общедоступные места, оценивают работу субъектов хозяйствования на предмет соответствия законодательства и затем направляют рекомендации для исправления нарушений. Наконец, если у госорганов есть причины предполагать, что предприятия грубо нарушают закон, назначаются проверки, в т.ч. внеплановые.

Однако в некоторых случаях контрольные мероприятия вызывают недовольство и критику со стороны субъектов хозяйствования. На сайте Совета по развитию предпринимательства уже не первый месяц открыта горячая линия по фактам перегибов и формализма при осуществлении проверок.

В ноябре на общественное обсуждения выносился проект госрешения, который предполагает внесение изменений в Указ от 16.10.2099 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). В проекте НПА нашел отражение ряд норм, о которых стоит знать субъектам хозяйствования.

Что касается мониторингов, то их предлагается не назначать ранее 6 месяцев с даты окончания в отношении организации проверки или предыдущего мониторинга, в ходе которых не удалось выявить нарушения законодательства.

Ранее бизнес жаловался, что мониторинги иногда фактически превращаются в проверки и включают не только посещение должностным лицом общедоступных мест, но и истребование документов компании.

После принятия изменений в Указ № 510 такая практика будет считаться недопустимой (относится к грубым нарушениям, допущенным должностным лицом контролирующего (надзорного) органа).

В новых правилах проведения мониторингов планируют однозначно установить, что во время мероприятий предупредительного характера контролеры могут знакомиться в общедоступных местах только с теми документами, которые должны быть доступны неопределенному кругу лиц (например, посетителям магазинов или учреждений здравоохранения) по первому требованию.

Также предполагают закрепить, что проведение мониторинга на территории, которая не является общедоступной, без письменного согласия представителя субъекта хозяйствования является грубым нарушением представителя контролирующего (надзорного) органа.

Дополнительные основания для внеплановых проверок

В проекте изменений в Указ № 510 появились и важные нормы, которые касаются проверок.

Во-первых, планируется отменить мораторий (запрет) на проверки представительств иностранных организаций в течение двух лет с момента их создания. Разработчики проекта объясняют эту норму в т.ч. тем, что деятельность иностранной организации через постоянное представительство может быть прекращена ранее истечения двухлетнего срока.

Во-вторых, в проекте НПА предлагается расширить перечень случаев, при которых могут назначаться внеплановые проверки. После принятия изменений основанием для таких проверок могут стать поручения суда. Также внеплановые проверки планируют проводить в отношении субъектов хозяйствования, не устранивших нарушения, выявленные в ходе мониторинга.

Кроме того, внеплановые проверки смогут назначаться «в рамках контроля за деятельностью проверяемых субъектов при получении, распределении иностранной безвозмездной помощи и целевым использованием этой помощи». Появление данной нормы объясняется тем, что «стоит задача постоянного контроля за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи для недопущения ее использования на цели, противоречащие интересам государства, в т.ч. на финансирование запрещенной законодательством деятельности».

Отметим также, что после принятия изменений в Указ № 510 для «пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на системной основе» руководители территориальных контролирующих (надзорных) органов получат возможность назначать в течение года повторные внеплановые проверки в отношении одного и того же субъекта хозяйствования.

Последствия нормотворчества

strelchik.jpg

      Сергей Стрельчик

Многие новации, вносимые в Указ № 510, важны для бизнеса, и на них стоит обратить самое серьезное внимание, подчеркнул в комментарии «ЭГ» заместитель председателя РОО «Белорусский союз предпринимателей» Сергей Стрельчик.

Не исключено, полагает эксперт, что появление новых оснований для внеплановых контрольных мероприятий может привести к увеличению проверочной нагрузки на бизнес. Кстати, может измениться не только частота, но и содержание контрольных мероприятий.

Так, после принятия НПА, существенно изменивших регулирование цен в стране, отмечает С. Стрельчик, сейчас в ходе различных контрольных мероприятий больше внимания уделяется ценообразованию.

Традиционно в фокусе контролирующих органов находятся вопросы выполнения бизнесом налоговых обязательств. При этом, констатирует эксперт, когда дело доходит уже до проверки, нередко для субъекта хозяйствования она заканчивается штрафными санкциями.

В ходе проверок возникают и спорные ситуации, которые зачастую связаны с неоднозначным толкованием нормативных актов.

«И эта проблема с высокой вероятностью сохранится. Поскольку наш Налоговый кодекс каждый год существенно меняется, это постоянно будет вызывать вопросы с правоприменением и создавать риски для субъектов хозяйствования», – подчеркнул С. Стрельчик.

Де-юре проблемы быть не должно, ведь согласно ст. 3 НК «в случае выявления пробелов в налоговом законодательстве», создающих правовую неопределенность, «решения должны приниматься в пользу плательщиков налогов, сборов (пошлин)». Однако де-факто с применением этой статьи возникают трудности. 

«Вопрос в том, как сделать так, чтобы из-за реализации данной нормы НК никого не посадили уже со стороны контролирующего органа», – пояснил «ЭГ» представитель проверяющего ведомства.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений