Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Центральная Азия притягивает белорусских экспортеров

Олег ИЛЬИН. директор инвестиционно-консалтинговой компании ASER

Белорусские предприятия в текущем году массово перестраиваются в связи с тем, что на фоне санкций возможности заниматься экспортом в западном направлении существенно снизились. За счет каких проектов экспортная выручка белорусских компаний может увеличиваться в условиях новой реальности?

Данную тему «ЭГ» обсудила с директором инвестиционно-консалтинговой компании ASER Олегом Ильиным, который недавно вместе с белорусскими бизнесменами посетил Казахстан и Узбекистан.

– В 2022 г. Казахстан входит в десятку, а Узбекистан – в двадцатку крупнейших потребителей белорусских товаров. Насколько эти страны, на ваш взгляд, являются перспективными рынками для Беларуси?

– Безусловно, Казахстан стал уже традиционным рынком для белорусских производителей. По объему белорусского экспорта эта страна третья среди стран СНГ, являющихся основными торговыми партнерами Беларуси. В 2021 г. товарооборот составил более 1 млрд USD и по сравнению с 2020 г. вырос более чем на 30%. И важно отметить, что экспорт из Беларуси в Казахстан – это более чем 900 млн USD.

Наш опыт работы в Казахстане и неоднократное общение с белорусскими предпринимателями говорит о том, что у наших компаний получается успешно работать на местном рынке, выстраивать логистические цепочки и, самое главное, налаживать стратегические отношения с локальными партнерами.

Узбекистан, который сейчас принято называть центральноазиатским тигром, несмотря на в разы большее население, в 2021 г. имел товарооборот с РБ около 300 млн USD, из них 245,4 млн USD составил белорусский экспорт. Побывав в Узбекистане в этом году, могу однозначно сказать, что белорусскому бизнесу крайне важно присмотреться к этой стране. Возможно, сегодня, заняв даже не самую большую долю в определенных нишах, можно выиграть за счет эффекта низкой базы и взрывного роста национальной экономики в обозримом горизонте.

– В Казахстане и Узбекистане уже создано около 500 компаний с белорусским капиталом. Для каких белорусских бизнесов и почему в первую очередь оказались интересны названные азиатские страны? Что мы там в основном продаем?

– Основной экспорт из Беларуси в Казахстан – продукция машиностроения, продовольственные товары и сельскохозяйственная продукция, мебель. Поэтому в казахстанских городах все чаще можно увидеть магазины белорусских продуктов питания, мебели, косметики и т.д., а на дорогах – все больше белорусской техники. Основные экспортные позиции в Узбекистане – продукты питания (преимущественно мясо и мясопродукты), фармацевтические препараты, полимеры и др.

– Почему не Россия, а именно Казахстан и Узбекистан могут оказаться более привлекательными партнерами для белорусского бизнеса? Нам важно, что они не под западными санкциями или на первый план выходя другие преимущества?

– РФ – это рынок, уже освоенный белорусским бизнесом. Но необходимо постоянно наращивать экспортный потенциал, и, на мой взгляд, Центральная Азия – очень перспективный регион, в котором пока нет международных гигантов, с которыми сложно конкурировать. То есть белорусские компании имеют шанс занять ниши, которые в других странах уже давно заняты мировыми корпорациями.

– В ноябре ваша компания провела в Казахстане бизнес-форум, а сейчас в вашем портфеле уже узбекские проекты. В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие Казахстана и Узбекистана от других рынков, на которые выходили белорусские компании?

– На самом деле даже Казахстан и Узбекистан сильно отличаются. Но, наверное, главное, что присуще Центральной Азии в целом, – это пока еще открытые рынки и возможность формировать потребительских спрос, «растить» целевую аудиторию.

В большей степени это характерно для Узбекистана, но и в Казахстане, например, такие предпосылки есть. Недавно одна казахстанская компания открыла для себя белорусскую косметику и уже развивает свою розничную сеть по всей стране, а в Узбекистане до сих пор не развит, например, рынок доставки, отсутствуют в стране и фармацевтические агрегаторы.

– Какие новые возможности вы видите для белорусских компаний на этих рынках?

– На мой взгляд, основным фактором, влияющим на выбор Казахстана и Узбекистана как страны для локализации инвестпроектов, – это реальная возможность привлечь дешевое локальное финансирование.

Например, под один из наших недавних проектов в Казахстане, где мы выступаем финансовыми консультантами, мы привлекли финансирование под процентную ставку 6% в тенге с учетом всех субсидий и преференций. Сейчас у нас в пайплане консалтинговые проекты по производству продуктов питания, строительной техники, технических газов и др.

– В 2022 г. на межправительственном уровне прозвучала идея создавать продуктовый хаб на территории Казахстана, чтобы совместными усилиями, используя складскую инфраструктуру Казахстана, выходить на рынок Китая. Вы ожидаете, что благодаря работе на рынках Казахстана и Узбекистана у белорусских компаний появится больше возможностей для экспорта в Поднебесную? Или коллаборация с Казахстаном и Узбекистаном нам интересна по другим причинам?

– Этот год для стран Центральной Азии стал годом открывающихся возможностей. На фоне геополитических потрясений бизнес перестроил маршруты поставок своих товаров и искал новую инфраструктуру для перевалки грузов из Китая в Европу.

Многие белорусские логистические и транспортные компании сделали ставку на Алматы как логистический хаб Центральной Азии. Казахстан очень старается не упускать предоставившиеся возможности и постоянно стремится улучшить перспективы Транскаспийского транспортного маршрута. В стране принимаются меры по росту пропускной способности для принятия большего грузопотока.

Кстати, именно с посылом выстраивания логических цепочек из Европы в Китай наш форум посетила делегация индустриально парка «Великий камень», которая заключила меморандум о сотрудничестве с Damu Logistics, одним из ведущих логистических игроков в Казахстане.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by