$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

Программа сбалансированных полумер

08.04.2016

Во вторник Палата представителей одобрила Программу деятельности правительства на 2016–2020 годы. Декларируемые цели – восстановление роста экономики страны, повышение ее конкурентоспособности и снижение зависимости от внешней конъюнктуры – не вызывают возражений. Гораздо меньше доверия вызывают меры, с помощью которых правительство надеется достичь этих результатов.

В отличие от предыдущих годовых и 5-летних прог­рамм нынешний документ содержит минимум «оциф­рованных валовых показателей». Премьер-министр Андрей Кобяков, представляя программу, обосновал это высокой неопределенностью внешних геополитических, сырьевых и экономических факторов. Вероятно, поэтому в программе обещается внедрить в 2016–2020 гг. прогнозирование и планирование социально-экономического развития на принципах сценарности (вариантности) и индикативности, отказавшись от директивности прогнозов. Пока же А.Кобяков уверяет, что пред­ставленная программа – «не план ручного управления экономикой, не отчеты и цифры, а качественные задачи, ориентирующие на конечный результат».

Впрочем, нехватку цифр с лих­вой компенсируют другие документы, фор­мирующие планы социально-экономического развития страны. Что до качественных задач, то многие из них ставятся не в первый раз. Часть положений программы встречается в ранее принятых нормативных актах. К сожалению, ряд мер, не выполненных в прошлом, перекочевали в нынешнюю программу, причем совсем не очевидно, что их удастся выполнить теперь.

Базовыми условиями экономической политики на среднесрочный период правительство считает обеспечение макроэкономической сбалансированности, рост золотовалютных резервов (не менее 3-месячного объема импорта) и обеспечение бездолгового финансирования платежного баланса страны. Инфляцию планируется снизить до однозначных величин уже с 2017 г., в 2020-м – до 5%, а ставку рефинансирования – до 8–10% годовых. При этом премьер-министр, отвечая на вопросы парламентариев, заверил, что такие шаги, как увеличение НДС, не приведут к росту тарифов, например, на пассажирские перевозки.

По мнению правительства, уровень налоговой нагрузки на экономику останется оптимальным – 26–27% от ВВП. При этом в 2017–2020 гг. планируется расширение налоговых баз за счет последовательного сокращения льгот и возможного изменения подходов к исчислению налога на недвижимость. Акцизная политика будет гармонизирована с политикой государств – членов ЕАЭС. Продолжится работа по совершенствованию налогового администрирования и развитию электронного обслуживания плательщиков. Предусматривается отказ от привязки к иностранной валюте при определении ставок налогов, таможенных пошлин, арендной платы и иных платежей и установление их исключительно в белорусских рублях.

Власти также надеются не допустить дефицита текущего счета платежного баланса свыше 3% ВВП в год и рассчитаться с внешним долгом. Тем не менее, мы берем кредит Евразийского фонда стабилизации и развития, надеемся получить заем у МВФ и, как заявил недавно министр финансов В. Амарин, готовимся к выпуску облигаций – если условия будут подходящими. Вряд ли эти заимствования рассчитаны на одну пятилетку.

Реальному сектору – здравый смысл

Одной из основных задач правительство считает повышение конкурентоспособности отечественной промышленности. Для этого требуется поддержание финансовой устойчивости предприятий. Премьер-министр призывает их «не проедать сами себя». Хотя А. Кобяков и обмолвился, что «единого рецепта здесь не существует», он сам же его и назвал: планировать финансовые потоки, реально оценивать рынки сбыта, наращивать реализацию и экспорт. Правда, рефинансировать обязательства по кредитам, правительство грозится только при соблюдении жестких требований: снижения издержек, сокращения расходов, оптимизации поставок сырья и комплектующих. Впрочем, бросить проблемные предприятия на милость рынка власти не рискнут и  продолжат помогать им в «ручном режиме».

Так, в прошлом году в рамках «клуба кредиторов» было рефинансировано долгов почти на 38 трлн. Br. Значительная господдержка привела к снижению эффективности выделяемых ресурсов, но не повысила эффективность работы госпредприятий. По сути, это и стало одной из основных причин роста инфляции и спада в экономике. Теперь же приходится признавать, что ряду госпредприятий грозит банкротство. До конца сентября правительство собирается разработать для них комплексную стратегию реформирования и реструктуризации.

Власти намерены сокращать директивное льготное кредитование, одновременно снижая ставки по кредитам. Предстоит ликвидировать вопиющее неравенство. Средняя процентная «температура» по рублевым кредитам на конец 2015 г. составляла 17,3%, но складывалась она из льготной ставки в 9% и рыночной – 34,1%. Теперь планируется довести среднюю ставку к концу текущего года хотя бы до 24–27% годовых. Одновременно правительство намерено перейти от индивидуальной к секторальной системе оказания господдержки. Новые проекты будут на конкурсной основе, независимо от форм собственности, исходя из приоритетов страны. Правда, уже начатые проекты не бросят. Сохранится и поддержка сельского хозяйства, ставшего едва ли не главной «воронкой» убыточности и неплатежей. Теперь, чтобы разобраться с проблемами АПК, планируется принять ряд мер по его финансовому оздоровлению, в т.ч. путем передачи активов сельхозорганизаций в аренду или доверительное управление, найти для них эффективных собственников. Кроме того, предполагается передача проблемной задолженности по кредитам устойчиво неплатежеспособных сельхозорганизаций создаваемому ОАО «Агентство по управлению активами».

Руководителям, выводящим предприятия из кризиса, А.Кобяков пообещал бонус – 1/4 акций «спасенных» субъектов. Возможна также продажа сельхозпредприятий на комфортных условиях, в т.ч. и за 1 базовую величину, тем, кто обеспечит эффективное управление ими.

Строительным организациям также предписаны оптимизация затрат и рост экспорта услуг. При этом государство продолжит сокращать льготное кредитование жилищного строительства: доля внебюджетных источников к 2020 г. должна составить не менее 90%.

Каждый день – среда

Проблему создания конкурентной среды и борьбы с монополиями власти намерены разрешить путем передачи функций антимонопольного регулятора Минторгу. Впрочем, многие эксперты отмечают, что в основе неравных условий на рынке лежат не столько недостатки системы регулирования и работы уполномоченных органов, сколько избыток госсобственности. Это порождает на товарных рынках и в регионах доминирование отдельных субъектов, в т.ч. холдингов, создание которых антимонопольное законодательство на практике никак не ограничивает. Напротив, программа предусматривает создание и развитие крупных продуктовых компаний (холдингов), объединяющих экономические интересы участников основных экспортоориентированных отраслей.

Для решения этих проблем нужны серьезные структурные изменения. Но в программе они предполагаются в строго дозированном объеме. Так, в 2016–2020 гг. планируется поэтапная передача из республиканской в коммунальную собственность коммерческих активов (унитарных предприятий и пакетов акций акционерных обществ), прежде всего – транспорта, торговли, бытового и медицинского обслуживания, общепита и строительства, небольших (до 25%) пакетов акций иных организаций, а также пакетов акций и предприятий с численностью до 100 работающих. При этом сохранится концентрация управления на республиканском уровне стратегическими и инфраструктурными организациями, включая вало- и экспортообразующие, субъектами естественных монополий.

Параллельно отдельные компании будут передаваться в управление Госкомимуществу для реализации комплекса мер по внедрению передовой практики корпоративного управления в АО. Затем должна быть проведена оценка воздействия данной меры на обеспечение прибыльности и эффективности этих организаций с последующим принятием решений по распространению такой практики на другие коммерческие активы государства. С учетом этой практики будет обеспечиваться внедрение современных систем корпоративного управления в крупных госпредприятиях, разделение функций регуляторного надзора и собственника, проведение IРО на международных и отечественной биржах.

В 2016 г. будут разработаны четкие критерии для отнесения государственных организаций к не подлежащим приватизации, а также к подготавливаемым для приватизации в будущем. Заодно обещается ежегодно публиковать комплексный отчет о государственных организациях, включая сводные показатели их деятельности. Возможно, будет реанимирован полузабытый «пилотный» проект приватизации 8 предприятий, затеянный когда-то по инициативе МВФ.

Социум

Одной из самых острых проблем, с которыми столкнулась Беларусь в последнее время, стала занятость. Хотя официальный уровень безработицы остается низким, он свидетельствует, скорее, о недостаточной гибкости рынка труда и избыточной занятости, чем о благополучии в этой сфере. Только планируемое увеличение пенсионного возраста на полгода в 2017 г. потребует 18 тысяч рабочих мест. Обостряются региональные проблемы: в некоторых районах не найти работу с достойной оплатой, а в моногородах иногда вообще никакой. К тому же снизить затраты и повысить производительность труда без оптимизации численности не удастся.

Правительство надеется, что поставленную в Указе № 78 задачу создания ежегодно не менее 50 тыс. рабочих мест выполнить реально – за счет открытия новых предприятий и производств, активного участия малого бизнеса, привлечения иностранных инвестиций и государственно-частного партнерства. Правда, депутат Ольга Политико обратила внимание, что ни в одном из правительственных документов нет дорожной карты выполнения этого задания.

В ответ А.Кобяков сослался на результаты января–февраля, когда в стране было создано 1419 новых организаций и 4100 новых рабочих мест. По итогам квартала ожидается 5000 рабочих мест, года – 20 тысяч. Впрочем, премьер-министр признал, что здесь не обходится без приписок: порой кое-где перетаскивают станки на пару метров в сторону, чтобы отчитаться о создании новых рабочих мест. Для регионов правительство готовит индивидуальные программы развития с учетом их специализации.

Безусловное требование увязки зар­платы с уровнем производительности труда может стать источником социальных проблем. В программе не планируется и не просматривается значимых мер по наращиванию заработков. Зато есть, с одной стороны, меры по защите наиболее уязвимых слоев населения, а с другой – неизбежный рост тарифов ЖКХ.

В 2016 г. планируется достичь уровня возмещения затрат населением по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в размере 50%, а к концу 2018 г. – выйти на 100%. Этот рост будет проходить поэтапно, в тесной увязке со снижением затрат ЖКУ, ростом доходов населения и развитием системы адресной поддержки. Не позднее октября текущего года для наиболее уязвимых категорий граждан планируется внедрение электронных целевых адресных безналичных субсидий на оплату ЖКУ.

* * *

Проект программы правительства неоднократно критиковался как сторонниками, так и противниками либеральных реформ. И те, и другие правы, хотя судить о документе критики в основном могли по выступлениям чиновников. Авторы про­граммы считают, что результатом проведения запланированных институциональных преобразований станет качественное совершенствование структуры экономики, усиление экономической независимости страны от внешней конъюнктуры. Однако ни задачи, поставленные в программе, ни предлагаемые пути их решения не ведут к серьезным изменениям методов управления экономикой и институтов, составляющих основу нынешней социально-экономической модели. А потому груз административно-командных стереотипов в сочетании с выборочным употреблением рыночных инструментов может существенно помешать планам выхода из кризиса.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА