$

1.9379 руб.

2.2752 руб.

Р (100)

3.2687 руб.

Ставка рефинансирования

12.00%

Инфляция

-0.10%

Базовая величина

23.00 руб.

Бюджет прожиточного минимума

197.57 руб.

Тарифная ставка первого разряда

31.00 руб.

Промышленность

Программа для машиностроения: выжить и вернуться

11.08.2017

На реализацию Государственной программы раз­вития машиностроительного комплекса Беларуси на 2017–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 7.08.2017 № 588, планируется направить 4865,5 млн. BYN.

Приоритетами госпрограммы объявлены рост и диверсификация экспорта товаров, обе­спечение сбалансированности внешней торговли, привлечение инвестиций в целях увеличения производительности труда и формирования центров опережающего развития. Ос­новой для устойчивого развития машиностроительных пред­приятий должны стать рост экспорта и конкурентоспособности. Планируется увеличить экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью и повысить в нем долю инновационных товаров, расширить потенциал внутреннего рынка и реализовать интеграционный потенциал ЕАЭС, внедрить государственные стандарты, гар­монизированные с международными и европейскими стан­дартами, расширить торгово-­экономическое и инвестиционное сотрудничество с Евросоюзом, США, Индией, странами Латинской Америки, Юго-­Вос­точной Азии, Ближнего Востока и Африки. В то же время говорится о необходимости системных мер, направленных на минимизацию зависимости экс­порта от влияния негативных факторов внешнеэкономической конъюнктуры.

Целью программы является сохранение специализации и восстановление потенциала бе­лорусского машиностроения. Ускорению его развития, по мнению авторов программы, помогут деловая репутация от­расли и предприятий, кооперационные связи между ними, наличие территорий с высокой концентрацией экономического и инновационного потенциала (СЭЗ, научно-технологические парки), проведенная модернизация, накопленный потенциал научных исследований и разработок, доступ к преференциальному финансовому механизму, в т.ч. по поддержке экспорта, вертикальная интеграция круп­ных госпредприятий в холдинги.

К машиностроительной от­расли относятся металлургия, производство вычислительной, электронной и оптической ап­паратуры, электрооборудования, транспортных средств и оборудования, а также машин и оборудования, не включенных в другие группировки. Устойчивое развитие машиностроения требует больших затрат. Между тем износ основных средств в отрасли составляет в среднем 40,9%, в т.ч. активной части – 47,8%. Поэтому не обойдется без «целевого патронирования» со стороны государства.

В 2017–2020 гг. на финансирование Государственной про­граммы планируется направить 7261,4 млн. BYN, а по имеющимся в настоящее время бизнес-планам инвестпроектов – 4865,5 млн. Из этой суммы 775,3 млн. BYN составят сред­ства республиканского бюджета, 45,4 млн. – кредиты ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в виде господдержки, 3339,1 млн. BYN – кредиты бан­ков, 705,7 млн. BYN – собственные средства организаций. Таким образом, на последние приходится 14,5% планируемых сумм. Для сравнения: в Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, утв. постановлением Сов­мина от 5.07.2012 № 622, ос­новными источниками средств назывались собственные сред­ства организаций (36,6%), включая амортизационные отчисления и чистую прибыль. На  кредитные ресурсы отводилось всего 24,5%, республиканский бюджет – 4,5%, иностранные инвестиции – 34,4%. Авторы новой программы гораздо реалистичнее. Правда, они признают, что в 2014–2015 гг. пред­приятия отрасли понесли 662,9 млн. BYN убытков, но в 2016-м было получено 806,4 млн. BYN чистой прибыли. Будем надеяться, в программе учитывается, что у многих белорусских предприятий, в т.ч. машиностроительных, за по­следние 3 года накопились значительные суммы недосписанных курсовых раз­ниц и неначисленной амортизации. С учетом этих  скрытых убытков объемы прибыли и, следовательно, собственных средств могут оказаться куда меньше, чем показывает официальная статистика.

Сегодня проблемами – «замедляющими факторами» раз­вития белорусского машиностроения в программе названы недостаточный уровень конкурентоспособности его продукции, невысокая рентабельность и недостаток собственных средств, незавершенность цикла инновационного развития отрасли; недостаточный уровень технического обслуживания и послепродажного сер­виса. Одна из главных проблем – низкая производительность труда по сравнению с лидерами мирового машиностроения, оп­ределяемая избыточной рабочей силой из-за выполнения предприятиями «социальной» функции.

Чтобы решить эти проблемы, в программе декларируется намерение провести интенсивную модернизацию производств, внедрять новые технологии, позволяющие выпускать экологически чистые виды транспорта и обеспечивающие снижение энерго- и металлоемкости производства, организовать НИОКР в формате инжиниринговых центров, диверсификацию производства и перепрофилирование машиностроительных предприятий, создать условия для повышения их инвестиционной привлекательности и притока частных инвестиций и т.п.

В результате реализации программы планируется обе­спечить достижение сбалансированности экономических показателей организаций. Целевые параметры: обеспечить к 2020 г. темп роста экспорта машиностроительной продукции – 170%, валовой добавленной стоимости – 169%; рентабельность продаж – 7–9%, снижение уровня затрат – не менее 1% в год.

В программе отмечаются макроэкономические, внешнеторговые и торгово-экономические риски, способные оказать негативное влияние на выполнение поставленных задач. Так, нашему машиностроению грозит мировая финансовая нестабильность и замедление темпов роста мировой экономики (которые, по данным МВФ, наоборот, растут), ухуд­шение внутренней и внешней конъюнктуры цен на сырье и материалы; снижение темпов роста отечественной экономики, уровня инновационной и инвестиционной активности, рост конкуренции со стороны промышленно развитых стран по параметрам инновационности и качества, высокий уровень инфляции, девальвация и деноминация национальной валюты, дороговизна кредитов и неразвитость иных инструментов финансирования, рост тарифов на энергоресурсы, низкий уровень кооперационных связей с коллегами из стран ближнего зарубежья и ведущими мировыми производителями. Отмечается слабая практическая реализация мер по формированию со­гласованной промышленной политики стран – участниц ЕАЭС.

Часть этих проблем в гос­программе предлагается решить с помощью систематического пересмотра банками ставок по кредитам по мере снижения ставки рефинансирования Нацбанка, предоставления отсрочки и рассрочки по кредитам исходя из финансово-экономического состояния кредитополучателей и возможностей банков, а также экспортных кредитов в рамках Указа Президента от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экс­порта товаров (работ, услуг)». Планируется сохранить про­граммно-целевой принцип финансирования научно-технической деятельности через гос­программы.

Необходимо снижать тарифы на энергоносители, доля которых в структуре себестоимости продукции организаций Мин­прома за последние 3 года выросла с 7,9 до 13,1%. Есть надежда на поддержку внутреннего рынка путем закупки отечественной техники с применением финансовой схемы ОАО «Промагролизинг», снятие ад­министративных ограничений по поставкам товаров в государства – члены ЕАЭС, в первую очередь в Россию. Особо отмечается необходимость принятия облисполкомами и Мингор­исполкомом непрофильных ак­тивов промышленных организаций в коммунальную соб­ственность соответствующих ад­министративно-территориальных единиц по их фактическому состоянию. Но для этого потребуется соответствующее финансирование расходов по содержанию и обслуживанию таких объектов за счет средств местных бюджетов.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА