Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прогноз и план разграничат, а закон унифицируют с российским

Фото: neg.by

В Палату представителей поступил проект новой редакции Закона от 05.05.1998 № 157-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (далее – Закон № 157-З). Документ призван сделать более эффективной систему прогнозирования и планирования, сблизить законодательство Беларуси и России в этой сфере, повысить информированность отечественных субъектов хозяйствования о макро­экономической политике государства.

За прошедшие 24 года изменения в Закон № 157‑З не вносились, хотя попытки его корректировки предпринимались. Так, постановлением Совмина от 28.03.2011 № 389 была создана межведомственная рабочая группа для подготовки соответствующего законопроекта, который необходимо было направить в правительство до 31.05.2011. Однако поступивший в Палату представителей документ до первого чтения не дошел, т.к. был отозван правительством.

Тема совершенствования на государственном уровне планирования и прогнозирования неоднократно поднималась в Овальном зале и позже, но лишь Указом от 23.12.2021 № 508 документ был включен в план подготовки проектов законодательных актов на 2022 год.

Напомним, что власти не раз заявляли, что гармонизация законодательств двух стран важна не только в силу интеграционных процессов в рамках Союзного государства, но и ввиду взаимосвязей между экономиками. Новый законопроект разработан в соответствии с Союзной программой по сближению макроэкономической политики государств – участников Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

Закон получит новое название – «О государственном прогнозировании и государственном планировании».

Отметим, что в Беларуси в соответствии с Законом № 157-З государственное прогнозирование осуществляется на год, на 5 и 15 лет. Причем Национальная стратегия ус­тойчивого развития на 15 лет одобряется правительством, Программа социально-экономического развития на 5 лет утверждается Президентом, как и важнейшие параметры прог­ноза на краткосрочный период.

Специалисты и ранее отмечали, что действующий Закон недостаточно четко отражает соподчиненность и увязку существующих прогнозов на республиканском, отраслевом и региональном уровнях. По их мнению, в созданную систему необходимо «встроить» документы отраслевого и регионального значения, признать необходимость более оперативной их корректировки, а также следует четко разграничить прогнозные и плановые документы. В российском законодательстве большинство таких положений и норм присутствует.

В соответствии с Законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» выстроена система прогнозирования, которая имеет следующие особенности:

– ежегодная подготовка прогноза на среднесрочный период в три года, что способствует устойчивости экономики к различного рода шокам;

– одобрение (а не утверждение) правительством среднесрочных прогнозов, которые выступают инструментом оперативного реагирования на складывающуюся ситуацию;

– в законе РФ прослеживается подход к стратегическому планированию как инструменту развития территорий;

– принятые документы своевременно уточняются с учетом внешних и внутренних условий, конъюнктурных изменений, что способствует повышению обоснованности прогнозов.

Белорусский закон предлагается дополнить и уточнить с учетом российского, а также правоприменительной практики.

Если ст. 1 действующего Закона № 157-З содержит определение лишь двух терминов, то в законопроекте их уже 15. Причем расшифровка ряда терминов связана с необходимостью устранения смешения понятий «прогноз» и «план». Так, государственное прогнозирование определяется как деятельность по формированию представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и приоритетах, ожидаемых результатах и прогнозных параметрах социально-экономического развития. А государственное планирование – как деятельность по определению целей, приоритетов, задач, показателей и параметров социально-экономического развития страны, ее административно-территориальных единиц и отраслей экономики (видов экономической деятельности) на определенный временной период, а также комплекса механизмов, способов, инструментов и необходимых ресурсов, обеспечивающих их достижение.

Программа и план отнесены к формам документов государственного планирования.

Согласно предлагаемой редакции ст. 3 законопроекта система документов государственного прогнозирования включает:

  • на долгосрочный период – Комплексный прогноз научно-технического прогресса РБ на 20 лет (далее – Комплексный прогноз НТП); Национальную стратегию устойчивого развития РБ и стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности);

  • на среднесрочный период – прогноз социально-экономического развития РБ;

  • на краткосрочный период – годовой прогноз социально-экономического развития РБ.

Таким образом, система прогнозирования дополняется Комплексным прогнозом НТП, а также стратегией развития отраслей. По мнению разработчиков законопроекта, в итоге это должно содействовать повышению конкурентоспособности отечественной экономики.

В то же время из нее исключаются Основные направления социально-экономического развития Беларуси на 10 лет и Государственная инвестиционная программа, которая представляет собой перечень строек и объектов, финансируемых за счет республиканского бюджета.

В свою очередь в систему документов государственного планирования Программа социально-экономического развития РБ, госпрограммы, программы развития отраслей и программы социально-экономического развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней, научно-технические программы и госпрограммы научных исследований.

Также перераспределяются функции: Программа социально-экономического развития РБ будет утверждаться решением Всебелорусского народного собрания.

При изменении макроэкономической ситуации утвержденные параметры прогноза могут подлежать корректировке.

В Беларуси, как и в РФ, будет ежегодно формироваться прогноз на «скользящей» основе на трехлетний период. Напомним, Госдума и Совет Федерации одновременно с законом о федеральном бюджете на следующий год принимают бюджет на три предстоящих года.

***

Текст законопроекта, направленного 31.10.2022 в Палату представителей, опубликован на Национальном правовом интернет-портале.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений