Профессия, нужная экономике. К чему стремится сфера профессионального образования
Система профобразования должна постепенно изменить настройки, чтобы знания, навыки и умения работников соответствовали запросам высокотехнологичных производств. Беларусь опирается на европейский опыт практического внедрения стандартов качественного образования, соответствующего потребностям рынка труда.
Полтора года в стране реализуется проект Европейского союза «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», эксперты которого в сотрудничестве с Минобразования, Минтруда и соцзащиты, Минэкономики и Республиканским институтом профессионального образования работают над созданием тесной связи между предложением профессионального образования и потребностями рынка труда.
Промежуточные итоги этой работы обсуждали на международной научно-практической конференции «Новые навыки для новых дел: возможности и вызовы для обучения в течение всей жизни в условиях развития цифровой экономики».
Быль о правах
Схематично систему получения профессионального образования обрисовал министр образования Игорь Карпенко.
С 2018 г. в учреждениях общего среднего образования учащиеся старших классов имеют возможность получить подготовку по профессиям рабочих и служащих в рамках трудового обучения. Это самый ранний шанс приобрести профессию, что в целом усиливает социальную защищенность молодежи на рынке труда.
Выпускники учреждений профессионально-технического образования вправе продолжить обучение по интегрированным образовательным программам в учреждениях среднего специального, а затем – высшего образования.
Достаточно широкий спектр программ дополнительного образования взрослых позволяет наращивать уровень квалификации или менять профессиональную траекторию, переобучаясь по другим профессиям и специальностям.
С целью опережающей подготовки кадров для высокотехнологичных производств из числа молодежи и взрослого населения в республике создана и развивается сеть ресурсных центров.
Для раннего профориентирования одаренных детей и молодежи согласно Указу Президента от 12.04.2019 № 145 создается «Национальный детский технопарк».
В государственных учреждениях высшего образования внедряется концепция «Университет 3.0», которая должна стать драйвером научно-технологической сферы, обеспечить подготовку кадров, способных внедрять научные разработки в реальные производства и осуществлять их коммерциализацию.
Контуры новой модели
В 2018 г. Совмин постановлением от 24 октября № 764 утвердил Стратегию совершенствования национальной системы квалификаций Республики Беларусь.
Изменен подход к обеспечению экономики кадрами. Планируется разработать профессиональные стандарты и требования к специалистам, чтобы затем система образования обеспечила соответствующую подготовку. В целом такая связь позволит более качественно прогнозировать потребности республики в квалифицированных специалистах.
По оценке первого заместителя министра труда и социальной защиты Андрея Лобовича, на сегодняшний день работа по совершенствованию НСК ведется динамично:
– Есть план реализации Стратегии, создано 11 секторальных советов квалификаций, разработано 16 профессиональных стандартов. В 2019 г. создан совет по развитию системы квалификаций, определен порядок взаимодействия республиканских органов при формировании прогнозного баланса трудовых ресурсов и потребности экономики в кадрах по основным профессионально-квалификационным группам.
До 2021 г. планируется подготовить 45 профессиональных стандартов.
Сотрудничество с ЕС
Суть работы консультантов и их присутствия в стране – оказать экспертную и финансовую поддержку при создании качественной системы образования, отвечающей потребностям экономики. Трансферт Евросоюза в эффективную модель составит 11,5 млн EUR к концу 2021 г.
Промежуточные результаты проекта представила его руководитель Леа Оро (Эстония).
Он состоит из трех компонентов.
Первый – укрепление национальной системы квалификаций.
При поддержке международных консультантов создана методология разработки профессиональных стандартов, которые станут основой для новых образовательных программ и учебных планов в 12 пилотных колледжах (в Борисове, Орше, Гродно, Гомеле, Кобрине, Молодечно и т.д.). Преподаватели этих учреждений проходят специальное обучение в странах ЕС. На базе макета профстандарта разработан макет образовательного стандарта – фундамент для разработки образовательных программ.
Определены ключевые компетенции, общие для всех профессиональных квалификаций, для включения их в программы обучения.
Подготовлен проект Стратегии обучения в течение всей жизни (ОТВЖ), который сделает все уровни образования, включая неформальное, интегрированными.
Второй – развитие системы обеспечения качества профобразования.
Это позволит учреждениям образования соответствовать современным стандартам в обучении. Планируется оборудовать ресурсные центры, которые станут точками передового опыта. В начале и в конце проекта будут проведены опросы населения, чтобы выявить степень привлекательности профессионального образования и степень удовлетворенности его качеством в стране.
На сегодня создано 7 ресурсных центров/центров передового опыта и 5 региональных центров с электронной системой управления учреждением образования, сетевым обучением, возможностями привлекать других провайдеров профессионального образования и обучения, использовать ИКТ и т.д.
В рамках третьего компонента разрабатывается и апробируется методика исследования рынка труда по прогнозированию потребностей в профессиях, что позволит не только изучить спрос на современном рынке труда, но и предвосхитить будущую нехватку квалифицированных кадров.
Подготовлена методология проведения секторальных и региональных обследований спроса на профессиональные умения. Обследования должны охватить не только молодое, но и взрослое население, которому тоже важно понимать, куда все движется и где можно актуализировать свои знания или получить новую профессию.
В итоге получится система, способная собирать информацию с рынка труда, формулировать требования к компетенциям, на этой основе обучать в системе образования и сертифицировать компетенции в соответствии со стандартами оценки.
* * *
Участники конференции говорили о том, что изменение системы профессионального образования – длительный, кропотливый и дорогой процесс. Многим странам не хватило десятилетия, чтобы перестроиться.
К примеру, в России работа по совершенствованию системы профессиональных квалификаций ведется уже 10 лет. Создано 38 советов по профессиональным квалификациям, объединяющих представителей работодателей и профсоюзов. Они разрабатывают профессиональные стандарты на основе сигналов рынка труда, чтобы в последующем Минпросвещения и Минобрнауки подготовили федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Утверждено 1,3 тыс. профессиональных стандартов, которые регулируют трудовые функции более 80% работников. Создается механизм независимой оценки квалификации, который дает работодателям возможность объективно оценить профессиональные знания и умения работников и соискателей. Центры оценки квалификации проводят экзамены на соответствие знаний профессиональным стандартам по 1969 квалификациям с разным уровнем профессионального образования. Пока оценка квалификаций – добровольная история, основанная на желании работника и работодателя.