Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проекты НПА
21.12.2022 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проект закона «О Всебелорусском народном собрании» принят в первом чтении

Фото: neg.by

Палата представителей 20 декабря одобрила этот законопроект в первом чтении. Документ определяет порядок формирования Всебелорусского народного собрания (ВНС), его полномочия и структуру, закрепляет правовой статус, права и обязанности делегата ВНС.

Проект закона разработан председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Светланой Любецкой в соответствии с Указом от 23.12.2021 № 508 «Об утверждении плана подготовки проектов законодательных актов на 2022 год».

Представляя законопроект на сессии, депутат сообщила: «Четвертый раздел обновленной Конституции дополнен главой 31, которая установила дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны в виде Всебелорусского народного собрания и закрепила его правовой статус как высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие».

По ее словам, аналогов правового регулирования деятельности высшего представительного органа, которым является ВНС, в таком виде, как предлагает законопроект, в международной практике не имеется. Но существующие элементы народной демократии в зарубежных правовых системах анализировались на предмет приемлемости использования и учитывались при подготовке законопроекта.

Предлагается формировать ВНС на паритетной основе

То есть одну часть ВНС будут составлять делегаты по должности, они все перечислены в Конституции и в проекте закона – это Президент, Президент, прекративший свои полномочия, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, представители исполнительной и судебной власти (всего в пределах 440 человек).

Следующая часть делегатов – представители местных Советов депутатов (350 человек). Нормы представительства каждой области определит Центральная избирательная комиссия (ЦИК) – пропорционально количеству проживающих там избирателей. В эту группу также войдут полным составом все 57 депутатов Мингорсовета (напомним, в Минске проживает почти 2 млн. человек).

Еще одна часть – представители гражданского общества в количестве примерно 400 человек. Их смогут избирать субъекты гражданского общества, которые имеют областные, минскую городскую организационную структуру, являются республиканскими общественными объединениями с численностью не менее 100 тыс граждан либо объединяют не менее половины зарегистрированных в РБ профессиональных союзов.

Делегатами ВНС могут быть только граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом. Устанавливается запрет на выдвижение кандидатами в делегаты лиц, имеющих гражданство другого государства или документы иностранных государств, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.

Полномочия ВНС:

– утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности; программы социально-экономического развития РБ;

– инициирует внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;

– может предлагать проведение республиканских референдумов;

– вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов;

– рассматривает вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности;

– принимает решение об импичменте Президента;

– вправе вводить на территории страны чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией;

– устанавливает государственные праздники и праздничные дни;

– отменяет противоречащие интересам национальной безопасности правовые акты и решения госорганов и должностных лиц, за исключением актов судебных органов;

– формирует высшие судебные инстанции;

– утверждает список народных заседателей Верховного Суда;

– отменяет постановления президиума ВНС.

Этот перечень не является закрытым.

Проектом устанавливается, что ВНС при осуществлении своих полномочий, в том числе при принятии решений и даче поручений, не вправе выполнять функции других госорганов, иных организаций, должностных лиц, а также вмешиваться в их деятельность.

Структура органа

Это председатель ВНС, его заместители и президиум, численность которого не должна превышать 15 человек. В состав президиума входят председатель и его заместители, другие члены избираются тайным голосованием из состава делегатов ВНС. Президиум будет проводить заседания не реже одного раза в шесть месяцев.

Председатель ВНС и его заместители избираются из состава делегатов на срок полномочий ВНС и трудятся на профессиональной основе. Иные делегаты участвуют в работе на бесплатной основе без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.

Рабочим органом ВНС является секретариат, действующий на постоянной профессиональной основе. Его работники отнесены к числу государственных гражданских служащих (за исключением лиц, обеспечивающих деятельность и техническое обслуживание).

Проведение заседаний ВНС, его решения

Всебелорусское народное собрание собирается не реже одного раза в год и принимает решения, которые определяют стратегические направления развития общества и государства, важнейшие вопросы общественной и государственной жизни.

Решения будут приниматься большинством голосов открытым или тайным голосованием, являются обязательными для исполнения и подлежат немедленному включению в Национальный реестр правовых актов, официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале, если иное не определено ВНС.

Для обеспечения деятельности Всебелорусского народного собрания предстоящего созыва предлагается закрепить переходные положения, касающиеся порядка проведения первого (после вступления в силу Закона) заседания ВНС.

***

Отвечая на вопросы журналистов, Светлана Любецкая сообщила, что законопроект «О Всебелорусском народном собрании» планируется рассмотреть во втором чтении в 2023 году, но не позже марта. Вероятно, за этот промежуток времени в постоянную комиссию поступят новые замечания и предложения, по которым необходимо будет принимать решения.

Читайте нас в Telegram и Viber
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by