Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
22.12.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Продажа доли в уставном фонде

ООО «А», состоящее из двух участников, было реорганизовано в форме выделения. В результате реорганизации выделилось ООО «Б», единственным участником которого является общество «А». Один из участников общества «А» желает продать свою долю в уставном фонде второму участнику или выйти из общества «А», после чего в ООО «А» останется один участник.

Не повлечет ли это признание недействительной государственной регистрации общества «Б», созданного в результате выделения из общества «А»? Ведь согласно ч. 4 ст. 19 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) реорганизация хозяйственного общества, состоящего из одного участника, в форме выделения, в результате которой возникает иное хозяйственное общество, единственным участником которого будет являться реорганизуемое хозяйственное общество, не допускается.

На момент реорганизации в ООО «А» было два участника. В связи с этим полагаем, что при реорганизации общества «А» в форме выделения из него общества «Б» требования ч. 4 ст. 19 Закона нарушены не были. Следовательно, отсутствуют основания для признания недействительной государственной регистрации общества «Б».

Вместе с тем согласно ч. 6 ст. 13 Закона хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника. Однако именно такая ситуация сложится в случае продажи одним из участников своей доли в уставном фонде общества «А» другому участнику или его выхода из общества «А». Законодательство не содержит специальных норм, определяющих правовые последствия возникновения такой ситуации.

Изменение состава участников общества вследствие продажи одним из участников своей доли в уставном фонде общества или его выхода из общества требует внесения соответствующих изменений в устав и их государственной регистрации. Согласно ч. 1 п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение), организации обязаны в 2-месячный срок внести в свои уставы изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения состава участников организации. Подписывая заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав общества, заявитель подтверждает, что они соответствуют определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы (приложение 2 к постановлению Минюста от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента от 16.01.2009 № 1»). При осуществлении государственной регистрации указанные сведения регистрирующим органом не проверяются, и всю полноту ответственности за их достоверность несет заявитель. Государственная регистрация, осуществленная на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, может быть признана недействительной по решению суда, рассматривающего экономические дела (ч. 2 п. 26 Положения).

Таким образом, в случае продажи одним из участников своей доли в уставном фонде общества «А» другому участнику или его выхода из общества «А» общество обязано будет в течение 2 месяцев внести в устав соответствующие изменения и представить их для государственной регистрации. Однако если впоследствии будет установлено, что государственная регистрация изменений в устав осуществлена с нарушением ч. 6 ст. 13 Закона, она может быть признана недействительной. В связи с этим можно порекомендовать второму участнику воздержаться от приобретения доли первого участника в уставном фонде общества «А».

В то же время согласно ч. 1 ст. 103 Закона участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из этого общества независимо от согласия других его участников. В этом случае участник ООО обязан письменно заявить этому обществу о выходе. Данной нормой установлено, что выход участника из общества невозможен лишь в одном случае – когда в результате выхода в обществе не останется ни одного участника. Никакие другие обстоятельства не могут ограничить право участника на выход из общества. Таким образом, возникает некоторое противоречие между ч. 1 ст. 103 Закона, которая дает участнику безусловное право на выход из общества, и ч. 6 ст. 13 Закона, которая запрещает существование обществ с единственным участником – другим обществом, состоящим из одного участника. Представляется, что в случае выхода участника из ООО «А» последнее должно до истечения 2-месячного срока, предусмотренного ч. 1 п. 22 Положения, принять меры по приведению фактических обстоятельств в соответствие с законодательством.

Такими мерами могут выступать:

1) реорганизация общества «Б» (преобразование в частное унитарное предприятие или присоединение к обществу «А»). Например, после государственной регистрации унитарного предприятия, созданного в результате преобразования общества «Б», могут быть зарегистрированы изменения в устав общества «А», связанные с выходом одного из его участников;

2) продажа обществом «А» части своей доли в уставном фонде общества «Б» другому лицу. После государственной регистрации изменений в устав ООО «Б», связанных с изменением состава его участников, могут быть зарегистрированы изменения в устав ООО «А», связанные с выходом одного из его участников;

3) продажа оставшимся участником ООО «А» части своей доли другому лицу. В этом случае для государственной регистрации одновременно могут быть представлены изменения в устав ООО «А», связанные с изменением состава его участников в связи с выходом одного из них из ООО «А» и продажей оставшимся участником части своей доли другому лицу.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений