На рынке транспортно-логистических услуг растут объемы и затраты
Из 41 логистического центра, работающего в Беларуси, 11 – государственные. Остальные созданы за счет инвестиций национальных и иностранных компаний. При этом наблюдается высокая концентрация операторов и объемов оказываемых услуг в столице и Минской области, доминирование отдельных предприятий с участием государства, а также рост объемов услуг и затрат операторов.
Общая складская площадь 30 логистических центров за прошлый год выросла в 1,5 раза, до 630,9 тыс. м2. При этом площадь складов временного хранения и таможенных складов сократилась на 39,2%, до 260,1 тыс. м2, а их число – с 34 до 24, складов общего пользования – выросла на 19,4%, до 331,5 м2, а прочих, включая контейнерные площадки, – на 7%, до 38,2 тыс. м2. 39% складских площадей используются для таможенных операций, что свидетельствует о том, что в основном логистические центры ориентированы на внутренние грузопотоки.
По данным статистики, объем логистических и транспортно-экспедиционных услуг в 2016 г. составил 3,17 млрд. BYN, или 1,42 млрд. USD (рост к 2015 г. на 40,8%), в т.ч. логистических – 246,5 млн. (+57,2%), из них в транспортно-логистических центрах – 80,6 млн., в оптово-логистических – 16,3 млн., в других центрах – 1,4 млн. BYN.
Объем оказанных логистических услуг по обработке транзитных грузов на территории Беларуси составил 59,7 млн. BYN (128,1%).
Объем транспортно-экспедиционных услуг достиг 2,93 млрд. BYN (рост за год на 40,1%), в т.ч. автомобильным транспортом – 1,51 млрд. BYN, внутренним водным, морским – 138,1 млн., железнодорожным – 1,22 млрд., воздушным – 51 млн. BYN. Импорт услуг составил 938,7 млн. BYN (72,6%).
Рентабельность логистических центров и операторов колеблется от 10 до 55%, причем у логистических операторов, использующих арендованные площади, – 10–25%, у владельцев логистических центров – 55%.
Выручка экспедиторов росла гораздо быстрее, чем у транспортников, – на 85,3%, до 352,6 млн. BYN, что свидетельствует о росте их вознаграждений. Это также служит признаком повышения деловой активности экспедиторов и их роли в логистических цепочках на внутренних и внешних рынках.
Транспортно-экспедиционными компаниями и логистическими центрами было обработано 506,3 тыс. т грузов (на 21,1% больше, чем в 2015-м). При этом затраты по содержанию логистических центров выросли на 43,8%, до 40,7 млн. BYN (143,8%), а связанные с оказанием логистических услуг – всего на 3,7%, до 137,1 млн. BYN.
Средний доход с 1 м2 складских площадей в логистическом центре за год увеличился с 2,3 тыс. до 3,2 тыс. BYN, а затраты на содержание 1 м2 – почти в 4,6 раза: с 1,2 тыс. BYN до 5,5 тыс. Заметим, что в 2015 г. по сравнению с 2014-м эти затраты выросли в 1,7 и 1,4 раза соответственно. Такая динамика свидетельствует о росте прямых и косвенных затрат эксплуатантов логистических центров. При этом сами операторы предлагают наиболее простые и ограниченные пакеты своих услуг, что искусственно сдерживает развитие комплексности сервиса. Это, в свою очередь, объясняется ухудшением экономического состояния потенциальных клиентов и нехваткой у них средств для увеличения количества и объема возможных логистических услуг. В основном логистические центры используются для обработки внутренних грузопотоков (например, сетевых ритейлов), а не для обслуживания международных транзитных грузов.
Парк автомобильных грузовых транспортных средств увеличился с 637 единиц в 2015 г. до 946 в 2016-м, количество железнодорожных вагонов всех типов – уменьшилось с 926 до 818, а прочих грузовых транспортных средств (несамоходные, погрузчики, ричтраки) – с 308 до 45. Это свидетельствует о тенденции по отказу транспортно-экспедиционных организаций от собственного парка вспомогательного специализированного оборудования, складской или специализированной техники, чтобы сократить себестоимость и повысить свою конкурентоспособность.
Больше всего в 2016 г. транспортно-экспедиционных организаций концентрировалось в Минске и Минской области. Распределение по регионам представлено на графике.
Наибольшая доходность компаний, оказывающих логистические и транспортно-экспедиционные услуги, наблюдается в Минске (2,22 млн. BYN в год) и Минской области (1,7 млн. BYN). В остальных регионах она гораздо ниже, в т.ч. в Витебской и Гродненской областях – по 1,3 млн. BYN, что свидетельствует о снижении там объемов экспорта.
Оценочный рейтинг 50 транспортно-экспедиционных организаций по объему оказанных логистических и транспортно-экспедиционных услуг представлен в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование организации |
№ п/п |
Наименование организации |
1 |
РУП «Белинтертранс – транспортно- логистический центр» БелЖД |
26 |
СООО «М&М Милитцер &Мюнх» |
2 |
ООО «Авантрейл» |
27 |
ООО «Вестинтертранс» |
3 |
ЧТУП «Авантрейл-М» |
28 |
С ООО «Трансрэйл-БЧ» |
4 |
РУП «Белтаможсервис» |
29 |
СООО «Весттранслайн» |
5 |
ЧТУП «ИЯН» |
30 |
ООО «БелКазТранс» |
6 |
ЗАО «Белтехэкспорт» |
31 |
ЧУП «ДублТранс» |
7 |
ООО «Дженти-Спедишн» |
32 |
ООО «Восанаевротранс» |
8 |
ООО «Автопромснаб-Спедишн» |
33 |
СООО «ВИПТРАНС-СПЕДИШН» |
9 |
ООО «ТрансГруппЛогистик» |
34 |
СП ООО «Транзит» |
10 |
ООО «Крафттранс» |
35 |
ООО «Элдиэн групп» |
11 |
ИУП «Градалогистик» |
36 |
УП «Белвнешпромсервис» |
12 |
ИООО «Белесентр» |
37 |
СООО «АлевТранс» |
13 |
ООО «СТА Логистик» |
38 |
ООО «Трансконсалт Брест» |
14 |
СООО «Рэйлпорт» |
39 |
ЧТУП «ГрузАвтоЛайн» |
15 |
ИООО «АсстрАБелорашиа» |
40 |
ИООО «Дамко Бел» |
16 |
ОАО «Белмагистральавтотранс» |
41 |
ООО «Орион-Бел» |
17 |
ЧТП «ОСК-Транс» |
42 |
ООО «Парфюм Логистик» |
18 |
ЧТУП «Лорри Трак» |
43 |
ООО «КТЛ» |
19 |
Иностранное предприятие ООО «Нортроп» |
44 |
УП «ФорбелаТранс» |
20 |
Иностранное ООО «АсстрАВайсруссланд» |
45 |
ЗАО «ПОИНТ ЛОГИСТИК» |
21 |
ООО «Т.Э.Л.С. – БиУай» |
46 |
ООО «Бюро экспорта» |
22 |
ОДО «Тут и Там Логистикс» |
47 |
СП ООО «ХАЛТ» |
23 |
УП «НЭК-Брест» |
48 |
СООО «Хеллманн – Восточная Европа» |
24 |
ООО «АРТ Логистик» |
49 |
ООО «Сырьевые ресурсы – Бел» |
25 |
ООО «БЧ Логистик» |
50 |
УП «ДиЭсВи Транспорт» |
Лидерами здесь являются организации, в основном оказывающие логистические и транспортно-экспедиционные услуги при железнодорожных перевозках грузов. Всего в данном перечне 15 организаций, оказывающих такие услуги, 25 – при автомобильном транспорте (что свидетельствует о нереализованных потенциальных возможностях автоперевозок, в т.ч. с использованием мультимодальности) и 10 – связанных с прочими видами деятельности.
Рейтинг логистических центров по объему оказанных ими логистических и транспортно-экспедиционных услуг (в стоимостном выражении) представлен в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п |
Наименование организации |
№ п/п |
Наименование организации |
1 |
РУП «Белинтертранс-транспортно- логистический центр» БелЖД |
16 |
ООО «Владпродимпорт» |
2 |
ОАО «Белмагистральавтотранс» |
17 |
ЗАО «БЕЛРУСИНВЕСТ» |
3 |
ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис» |
18 |
УП «Транспортно-логистический комплекс «Прилесье» |
4 |
ТЛЦ «Брест-Белтаможсервис-2» |
19 |
ООО «Компания ФСК Логистик» |
5 |
ТЛЦ «Белтаможсервис-2» |
20 |
ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» |
6 |
ТЛЦ «Гомель-Белтаможсервис» |
21 |
ООО «Евротибас» |
7 |
ТЛЦ «Белтаможсервис-Могилев» |
22 |
ООО «Интерстройпорталплюс» |
8 |
РУП «Белтаможсервис» |
23 |
ООО «Евроторг» (Минск) |
9 |
СП ООО «Транзит» |
24 |
ЛЦ «Евроопт» (Барановичи) |
10 |
ЗАО «ПОИНТ ЛОГИСТИК» |
25 |
ТЧУП «Шате-М Плюс» |
11 |
ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-Логистик» |
26 |
ЗАО «ЛЕКТ» |
12 |
ООО «Современный логистический центр «Двадцать четыре» |
27 |
Совместное ООО «Камако» |
13 |
СООО «Брествнештранс» |
28 |
ООО «Транспортно-складской комплекс «Евразия» |
14 |
ООО «Белагротерминал» |
29 |
СП ООО «Доминик» |
15 |
ООО «Евросклад Сервис» |
30 |
ООО «УКХ «Белорусская кожевенно-обувная компания «МАРКО» |
Здесь в прошлом году доминировало РУП «Белтаможсервис» благодаря специализации в области таможенного посредничества (100% наличие в логистических центрах пунктов таможенного оформления), а также монополизации оказываемых услуг в международных автомобильных пограничных пунктах таможенного оформления.
Материал подготовлен на основе данных, предоставленных кафедрой логистики университета МИТСО.
В печатной версии «ЭГ» материал опубликован под названием «ПРИВЕЗТИ И СОХРАНИТЬ: на рынке транспортно-логистических услуг растут объемы и затраты»