$

2.4185 руб.

2.7372 руб.

Р (100)

3.4172 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Приватизация

Приватизация-2019: она все-таки началась. Что и кому продает государство?

31.01.2020
Приватизация-2019: она все-таки началась. Что и кому продает государство?
Фото: 24tv.ua

Передача в руки более эффективных частных владельцев акционерных обществ так долго была декларативным обещанием государства, что мы уже перестали воспринимать ее всерьез. Однако похоже, что ситуация начинает меняться.

 

Продать все, где нет контроля

Еще в 2018 г. Минфин выступил с инициативой продажи госпакетов акций тех предприятий, где доля, принадлежащая государству, составляет меньше блокирующего пакета (25% плюс 1 акция). Процесс подготовки для практического воплощения заявленной инициативы растянулся на долгие два года.

И наконец, появились первые результаты: комитеты по управлению государственным имуществом всех уровней стали проводить аукционы по продаже пакетов акций, некритичных для сохранения контроля над ключевыми предприятиями белорусской экономики.

Чтобы оценить эффективность приватизации, мы решили проанализировать аукционы, которые проводились в 2019 г. В наш перечень попали только те, которые были анон­сированы Госкомимуществом, областными комитетами или Белорусской валютно-фондовой биржей.

Мы исключили пакеты акций, продававшиеся на конкурсных условиях или в рамках продажи конфискованного имущества либо имущества, обращенного в доход государства. Результаты представлены в таблице.

 

 

Результативность аукционов дает надежду на изменения

Всего в 2019 г. проведено 8 аук­ционов, на которые были выставлены пакеты акций 14 пред­приятий. Как видно из представленной таблицы, некоторые из них проводились повторно, большинство предприятий так и не вызвали интереса у потенциальных покупателей.

Но некоторые акции все же были проданы. Нашли своего покупателя пакеты ценных бумаг ОАО «ЦАУК» (г. Минск), «СУМ № 96» (г. Минск), «Магазин «Строитель» (г. Могилев), «Вольт» (г. Могилев), «Клецкая швейная фабрика» (г. Клецк) – всего 5 из 14.

В итоге бюджет смог получить от приватизации 620 тыс. руб. Это, конечно, совсем мало в масштабах государства. Но здесь важно другое: в нашей стране начинается реальная приватизация акционерных обществ. Государство уходит из предприятий, где его участие в капитале некритично, но наличие госорганов в числе акционеров может сдерживать стороннего инвестора в силу негативного инвестиционного имиджа, который сформировался в прошлые годы из-за административно-силового решения многочисленных акционерных конфликтов с участием государственных органов.

 

Покупать акции могут сами предприятия

Примечательно, что в некоторых случаях предприятие предпочтает самостоятельно выкупать свои акции у государства. Так, например, поступило ОАО «Вольт», которое приняло участие в аукционе и приобрело акции собственного выпуска.

Это отличный кейс, который, на наш взгляд, открывает второе дыхание для приватизации. Во многих предприятиях, где сохраняется доля государства, акционеры были бы не против выкупить пакет акций, чтобы в будущем исключить риски, связанные с наличием в составе собственников такого непредсказуемого акционера.

2019 г. показал, что национальный бизнес тоже может выступать покупателем государственных активов – достаточно вспомнить сделки по приобретению структурой Александ­ра Мошенского госпакета акций ОАО «Березовский сыродельный комбинат» и Юрием Суманеевым и Дмитрием Гонцовым 55% СООО «Белвест».

 

В работу включились исполкомы

Кроме того, нельзя не отметить предоставление более широких пол­номочий областным и городским исполкомам, которые теперь смогут проводить аукционы по отчуждению акций самостоятельно. Наиболее активно в этом направлении работают Минский, Могилевский и Брест­ский облисполкомы. Они проделали большую работу, которая вселяет надежду на то, что такие аукционы будут проводиться на постоянной основе.

Многие исполкомы приняли нор­мативные правовые акты, которые регулируют порядок проведения аук­ционов, подготовки пакетов акций к продаже, заключение договора с победителем. Государственные органы становятся членами Белорусской валютно-фондовой биржи, создают в своем аппарате управления специальные комиссии по проведению аукционов.

Существенный сдвиг, который сильно повлиял на результативность аукционов, – возможность продавать акции единственному участнику по начальной цене, увеличенной на 5%. Ранее, когда такая норма отсутствовала, единственного участника было недостаточно, чтобы осущест­вить продажу акций. А в большинстве случаев так и получалось, что на пакет акций претендовал единственный покупатель.

 

Ложка дегтя – завышенная оценка акций

И все же процедура отчуждения государственных пакетов акций не лишена недостатков. Самый критичный из них – завышенная оценка стоимости акций.

В большинстве случаев цена определяется по обеспеченности акций имуществом, т.е. стоимости чистых активов общества, которое приходится на одну акцию. При этом финансовые результаты деятельности предприятия часто игнорируются.

Лучшее, на что может рассчитывать инвестор, – скидка за убыточную деятельность на протяжении ряда лет, максимум 20%.

При этом расходы на такую оценку чрезвычайно высоки, ее стоимость может доходить до 10 тыс. руб.

Кроме того, победителю необходимо оплатить вознаграждение организатору торгов – 5%. Так что дешевыми предложения государства назвать нельзя.

 

Что будет продаваться в 2020 году

Еще не закончился первый месяц нового года, а исполкомы анонсировали продажу 5 новых предприятий. 27 февраля 2020 г. Мингорисполком выставит на продажу акции ОАО «Ресторан «Арбат» (67 899 акций, что составляет  9,82% уставного фонда) и ОАО «Обувьторг» (3420 акций, или 20,3729% уставного фонда). Начальная цена предлагаемых пакетов составит 196 228,11 и 218 469,60 руб. соответственно. Аукцион пройдет в торговой сис­теме Белорусской валютно-фондовой биржи.

Исполкомы выставят на продажу акции ОАО «Речицкий межрайавто­транспорт», «Жилстрой», «Брестский центральный универмаг». Свою долю в ОАО «Речицкий межрайавтотранспорт» Речицкий райисполком оценил в 608 924,16 руб. Начальная цена пакета акций ОАО «Жилстрой» составит 114 627,60 руб.,  а ОАО «Брест­ский центральный универмаг» – 14 065,10 руб.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения  в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»


***
Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Реклама
Опросы