$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Приоритеты осенней сессии: программа правительства и экономические законы

02.10.2018

Заслушать программу действий обновленного правительства, принять проекты республиканского бюджета на 2019 год и нового Налогового кодекса, а также еще десятки законопроектов планируют депутаты Палаты представителей на осенней сессии, открывшейся 2 октября.

О том, что депутатскому корпусу предстоит 5 октября рассмотреть вопрос о даче согласия на назначение Сергея Румаса премьер-министром, а несколько позже заслушать программу деятельности обновленного правительства, напомнил накануне открытия сессии председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. Проект программы сейчас обсуждается в Совмине и во второй половине октября, вероятно, поступит в постоянные комиссии.

СЛЕДУЕТ внимательно проанализировать положения правительственной программы «сквозь призму целей и задач пятилетнего плана, создания условий для фор­мирования новых отраслей экономики, поддержки малого и среднего бизнеса». Причем предлагаемые меры должны основываться «на реальном анализе ситуации, носить конкретный и прагматичный характер».

Спикер призвал придерживаться таких же подходов и в законотворческой деятельности. Необходимо, чтобы законы, которые примут депутаты на сессии, стимулировали развитие экономики, содействовали росту благосостояния граждан, обеспечению занятости, улучшению бизнес-климата.

Половина из 44 законопроектов, находящихся в Палате представителей, уже подготовлены к рас­смотрению, и постоянные комиссии рекомендуют внести их в повестку дня.

Проекты бюджета-2019 и нового Налогового кодекса пока не поступили, но известно, что ряд инициатив парламентариев, активно работавших с Минфином и МНС, поддержан и включен в эти документы. Осталось еще время и для того, чтобы попытаться отстоять свою точку зрения по неучтенным предложениям, особенно в связи с вопросами, которые поднимают избиратели в округах, под­черкнул В. Андрейченко.

Возможно, оба проекта поступят в Палату представителей раньше, чем в предыдущие годы, и у парламентариев будет время для того, чтобы внимательно познакомиться с этими объемными документами. К сожалению, в последние годы проекты бюджетов на следующий год принимались обеими палатами Национального собрания в сверхскоростном, чуть ли не в авральном режиме.

Удастся ли принять на сессии во втором чтении подготовленные депутатами поправки в законы по вопросам инвестиций и приватизации? Однозначно ответить на этот вопрос эксперты не рискуют, поскольку такую же задачу руководитель Палаты представителей ставил и в марте 2018 г. перед началом работы весенней сессии. Похоже, авторы обоих законопроектов – а это депутаты, работающие в Постоянной комиссии по экономической политике, – увязли в согласовании новых норм в министерствах и ведомствах.

Известно, что в ноябре пройдут парламентские слушания по инвестиционной тематике с участием представителей государственных органов, бизнес-сообщества, международных экспертов. По их итогам предстоит разработать рекомендации с конкретными пред­ложениями по повышению инвестиционного потенциала страны в целом. Ограничиваться лишь проб­лемами, являющимися предметом регулирования законопроектов, в данном случае не стоит, считает В. Андрейченко.

К РАССМОТРЕНИЮ во втором чтении готовится законопроект о декриминализации правонарушений в экономической сфере, который, по мнению правительства и депутатов, станет важным шагом в деле поддержки предпринимательства и раскрепощения деловой инициативы. Об основных новациях этого документа мы рассказывали (см. ЭГ от 29.09.2018 № 67).

Несомненно прогрессивные поправки в Уголовный кодекс (УК), к сожалению, не предусматривают ни отмены, ни корректировок ст. 234 «Лжепредпринимательство», а ст. 233 «Незаконная предпринимательская деятельность» собираются лишь слегка смягчить, хотя представители биз­нес-союзов настаивали на исключении обеих из УК.

Похоже, у законодателей и руководства ряда министерств и силовых ведомств нет единодушия по этим вопросам. Судя по информации, размещенной на сайте Палаты представителей, 14 сентября они рассматривались на заседании рабочей группы (вместе с другими поступившими предложениями). Сложно понять, к какому выводу пришли участники встречи, поскольку пресс-служба сообщила лишь, что принято решение внести корректировки в ряд норм УК, а отдельные предложения дополнительно проработать совместно с заинтересованными госорганами.

Что касается резонансных поправок в Жилищный и Трудовой кодексы, также принятых в первом чтении, то по ним в профильные постоянные комиссии до сих пор поступают разные, порой полярные, предложения.

Сгруппировать эти нормы, проанализировать, как они в перспективе скажутся на жизни страны и отдельных граждан, найти консенсус по многим проблемным статьям непросто. Депутаты опасаются, что спешка может привести к несбалансированности отдельных норм между собой и это затруднит применение кодексов. Так что завершить эту работу постоянные комиссии смогут в лучшем случае к концу сессии.

Необходимо форсировать по­правки в законы по вопросам питьевого водоснабжения и об имен­ных приватизационных чеках. Понятно, почему работа над этими документами затянулась – народные избранники не очень-то хотят голосовать за непопулярные для населения нормы, а найти компромиссные решения с ведомствами, подготовившими законопроекты, не удается.

Недавно в парламентские комиссии поступили законопроекты о внесении изменений в законы о трансплантации органов и тканей человека, обращении с отходами, дорожном движении.

Как обычно, повестка дня сессии будет постепенно дополняться еще целым рядом документов, которые Президент и Совмин направят депутатам в ближайшие месяцы. Среди них – законопроекты по вопросам хозяйственных обществ, естественных монополий, платежных услуг, торговли, аудиторской, рекламной и инновационной деятельности.

БУКВАЛЬНО в последние месяцы в Палату представителей внесено около десятка международных соглашений.

Так, готовится к ратификации Протокол о внесении изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, которым корректируется ст. 10 Договора в части установления воз­можности участия в работе Высшего совета не только глав государств, но и глав правительств, наделенных соответствующими полномочиями законодательствами своих государств.

Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, подписанное в Москве 11.12.2017 г., предусматривает установление единого порядка управления авторскими и смежными правами на коллективной основе в государствах – членах ЕАЭС.

Напомним, что практически подготовлен ко второму чтению и будет принят на этой сессии законопроект о внесении изменений в белорусский закон об авторском праве и смежных правах.

Принятие закона «О ратификации статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций» (см. стр. 13 этого номера «ЭГ») позволит Беларуси завершить внутригосударственные процедуры и стать полноправным членом этого банка. Его работа рассматривается в увязке с глобальной программой развития проекта «Экономический пояс Шелкового пути», участником которой является и наша страна.

В повестку дня сессии включены также ратификации Договора меж­ду Республикой Беларусь и Чеш­ской Республикой о пенсионном обеспечении, Кредитного соглашения с ЕБРР по проекту реконструкции автодороги Р-80, межправительственных соглашений с Турцией – о взаимном содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, с Грузией – о взаимных безвизовых поездках граждан, с Алжиром – об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов и целый ряд других.

Автор публикации: Анна РАДЮК