Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

С надеждой на сотрудничество Беларусь вступает в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций

Фото: REUTERS / China Daily

Принятие закона «О ратификации статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций», проект которого находится в Палате представителей, позволит Беларуси завершить внутригосударственные процедуры и стать его полноправным членом.

Для нашей страны Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) интересен прежде всего тем, что его деятельность увязана с глобальной программой «Экономический пояс Шелкового пути», участником которой является и Беларусь. Напомним, речь идет о создании транспортных коридоров, которые свяжут 60 стран Центральной и Южной Азии и Европы, общей стоимостью в десятки миллиардов USD.

Специалисты считают, что с участием АБИИ могут также финансироваться проекты в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» и даже софинансирование инфраструктурных проектов на территории Беларуси, одобренных группой Всемирного банка.

Заявка на членство Беларуси в АБИИ одобрена Указом Президента от 31.08.2017 № 312.

СОГЛАШЕНИЕ о создании АБИИ 29 июня 2015 года подписали представители 57 стран-учредителей (на начало 2018 г. – 84 государства, некоторые из них находились в процедуре оформления членства).

Уставный капитал АБИИ составляет 100 млрд. USD и разбит на 1 млн. акций номинальной стоимостью 100 тыс. USD каждая. Крупнейшими владельцами голосов являются Китай (27,5%), Индия (7,9%) и Россия (6,2%), причем КНР имеет фактическое право вето при принятии важнейших решений. На долю неазиатских государств приходится 24,1%.

Для сравнения: уставный капитал Всемирного банка – 252,8 млрд. USD, у Азиатского банка развития (АБР) – 175 млрд. USD, разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР – 30 млрд. евро.

Президентом банка является экс-­ министр финансов Китая Цзинь Лицюнь (в Пекине располагается и штаб-квартира банка). По­сты 5 вице-президентов занимают представители Великобритании, Германии, Индии, Франции и Индо­незии. АБИИ иначе, чем Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и МВФ, классифицирует страны по региональному признаку – так, Россия представлена как азиатское государство.

Приоритетными в финансировании являются проекты по четырем направлениям – энергетика, тран­спорт, водоснабжение и водоочист­ка, городское развитие и инфра­структура. В пер­спективе – защита окружающей среды.

Обсуждается политика выделения правительствам стран–членов несвязанных займов на цели поддержки проводимых программ экономической политики – по аналогии с займами на цели развития МБРР.

За короткий срок с момента начала деятельности (16.01.2016 г.) АБИИ утвердил финансирование 24 проектов на общую сумму кредитных соглашений в 4,22 млрд. USD. В 2018 г. планируется заключить новые кредитные соглашения на 3,5 млрд. USD, а в ближайшие 5–6 лет довести объемы кредитования до 4–6 млрд. USD в год с последующим возможным увеличением до 10–15 млрд. Отметим, что существует внутреннее решение руководства АБИИ о направлении 25% финансирования на реализацию проектов в неазиатских странах – членах (в 2018 г. – около 875 млн. USD).

То есть сфера влияния банка вышла далеко за пределы Азии, приняв глобальный характер. АБИИ активно взаимодействует со Всемирным банком, АБР, ЕБРР, Европейским инвестиционным банком, благодаря чему удалось быстро сформировать инвестиционный портфель. Есть возможность заимствовать средства также на рын­ках капитала. Кредитный рейтинг АБИИ от международной тройки рейтинговых агентств – Fitch, Standard & Poor’s и Moody’s – находится на уровне «А».

ВОЗМОЖНО предоставление займов двух видов: суверенные и несуверенные.

В суверенных займах в качестве заемщиков выступают правительство иностранного государства – члена АБИИ (без обеспечения) или организация в иностранном государстве – члене под его гарантию (в качестве обеспечения). Объем финансирования – не более 80% от суммы проекта.

Ориентировочная стоимость ресурсов на январь 2018 г. рассчитывалась на основе плавающей процентной ставки на срок до 8 лет – 2,6% годовых и 18–20 лет – 3,3% годовых. Для расчета эффективной процентной ставки нужно учитывать комиссии и график выборки/погашения займа по конкретному проекту.

Эти параметры сопоставимы с условиями по займам МБРР, которые в настоящее время считаются наиболее приемлемыми.

При несуверенных займах заемщиками выступают муниципалитеты, госпредприятия и организации частного сектора. Форма обеспечения – залог ликвидных активов, включая поступление выручки от реализации кредитуемых проектов. Это исключительно рыночный инструмент финансирования, что обусловливает и предельный объем участия АБИИ – не более 35% от суммы проекта.

Условия выделения средств не разглашаются, так как носят индивидуальный характер – все зависит от оценки проекта и кредитоспособности претендентов. Для начала первичного обсуждения рекомендуемая сумма участия AБИИ – от 50 млн. USD.

Беларуси предстоит осуществить подписку на 641 акцию уставного капитала АБИИ (эквивалент 64,1 млн. USD), из которых оплачиваемая часть составит 128 акций (20%) – 12,8 млн. USD. А остальные 513 акций являются гарантийной частью капитала банка и подлежат оплате по требованию.

Платежи предполагается провести в виде 5 равных ежегодных взносов по 2,56 млн. USD, первый из которых необходимо осуществить в день размещения Беларусью документа о присоединении к статьям Соглашения, а последующие – на протяжении 4 лет.

Процесс оформления членства страной–кандидатом должен быть завершен не позднее 31.12.2018 г.

ЗАКОНОПРОЕКТ наделяет Нац­банк полномочиями осуществлять хранение в национальной валюте денежных средств АБИИ, а также других его активов, которые могут быть в форме ценных бумаг, золота либо векселей. Зарплата и другие выплаты, перечисляемые АБИИ своим сотрудникам, которые являются гражданами Беларуси и признаются налоговыми резидентами, подлежат налогообложению.

На банк распространяются (по­сле принятия закона) привилегии и иммунитеты, свойственные аналогичным международным финансовым организациям. Так, его деятельность не будет подлежать регулированию и надзору в соответствии с нормами белорусского законодательства, а имущество, активы и доходы будут освобождаться от налогообложения и от всех таможенных сборов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений