Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
01.09.2017 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приказы по личному составу в отношении руководителя организации

Законодательством не определено, кто подписывает приказы по личному составу (о приеме на работу, увольнении, предоставлении отпуска, направлении в служебную командировку и т.д.) в отношении руководителя организации. Попытаемся ответить на этот вопрос на основе анализа действующих правовых норм.

Руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ч. 1 ст. 252 ТК).

Трудовой договор с руководителем организации заключает собственник имущества организации либо уполномоченный им орган (организация) на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 254 ТК). Лица, уполномоченные подписывать трудовой договор с руководителем организации от имени нанимателя, также определены другими актами законодательства (п. 6 ст. 113 Гражданского кодекса; ст.ст. 188, 191 и 215 Жилищного кодекса, ст.ст. 22 и 32 Закона от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»; п. 1 постановления Совмина от 15.05.2007 № 604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций» и др.).

Руководитель организации является ее исполнительным органом (лицом, возглавляющим коллегиальный исполнительный орган) и, как правило, работником организации. Следовательно, он, как и любой другой работник, принимается на работу, увольняется, может быть направлен в служебную командировку, ему может быть предоставлен трудовой или социальный отпуск, установлен ненормированный рабочий день и др. В соответствии с ТК трудовые отношения, их изменение, прекращение оформляются приказом (распоряжением) нанимателя. Ситуация осложняется тем, что организация в отношениях с другими физическими и юридическими лицами, в т.ч. с работниками, действует в лице ее руководителя. В частности, руководитель издает и подписывает приказы по личному составу. При этом нет однозначного ответа на вопрос: может ли приказ по личному составу в отношении руководителя организации подписать руководитель или эти полномочия необходимо делегировать другому должностному лицу? Законодательством не запрещено использовать любой вариант.

Подписание приказа руководителем организации

Требования к оформлению приказа предусмотрены Инструкцией по дело­производству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция № 4).

В распорядительных документах организаций, действующих на принципах единоначалия, текст излагается от первого лица единственного числа: «ПРИКАЗЫВАЮ», «ПРЕДЛАГАЮ» и др. Текст распорядительного документа, как правило, состоит из констатирующей и распорядительной частей. Распорядительная часть приказа начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ». В приказах и распоряжениях по личному составу распорядительная часть начинается словом, точно обозначающим предписываемое действие («ПРИНЯТЬ», «ПЕРЕВЕСТИ», «УВОЛИТЬ» и др.). Распорядительное слово «ПРИКАЗЫВАЮ» может использоваться в текстах, сложных по структуре приказов по личному составу.

Приведенные нормы Инструкции № 4 не позволяют использовать в приказе по личному составу в отношении руководителя организации слова «Вступаю в должность», «Слагаю с себя полномочия», «Убываю в трудовой отпуск (служебную командировку)», «Считать меня вступившим в должность (убывшим в трудовой отпуск)» и т.п. На наш взгляд, распорядительная часть такого приказа должна начинаться со слов «ПРИНЯТЬ», «УВОЛИТЬ», «КОМАНДИРОВАТЬ», «ПРЕДОСТАВИТЬ» и т.д.

Недостатком подписания приказа по личному составу в отношении руководителя организации самим руководителем является совпадение лица, в отношении которого издается приказ, и лица, за подписью которого он издается. Такая ситуация прямо и не противоречит законодательству, но в некоторой степени нелогична.

Подписание приказа заместителем руководителя

Можно делегировать полномочия на подписание приказа другому долж­ностному лицу организации, например, заместителю руководителя. Со­гласно п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 2.01.2012 № 1, должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации (структурных (обособленных) подразделений) определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей. Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации, как правило, осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя. Таким образом, руководитель организации может своим приказом делегировать своему заместителю полномочия на подписание приказов по личному составу, издаваемых в отношении руководителя. Недостаток этого варианта – некоторое нарушение субординации.

Решение собственников и приказ

Существует мнение, что в отношении руководителя организации вместо приказов по личному составу принимаются решения общего собрания участников хозобщества или собственника имущества унитарного предприятия соответственно. Вместе с тем законодательство о хозобществах не относит к компетенции общего собрания участников общества решение таких вопросов, как предоставление руководителю организации отпуска или направление его в служебную командировку. Кроме того, ч. 2 ст. 53 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) относит к компетенции исполнительного органа хозобщества осуществление текущего руководства его деятельностью.

Таким образом, для предоставления руководителю организации отпуска, на­правления его в служебную командировку, привлечения его к работе в выходной день и т.п. принятие решения общего собрания участников хозобщества или собственника имущества унитарного предприятия не требуется, если иное не предусмотрено уставом. Отметим, что приказы о предоставлении руководителю организации отпуска, на­правлении его в служебную командировку, установлении ему определенного режима рабочего времени вопреки бытующему мнению не могут подписываться председателем общего собрания участников хозяйственного общества или собственником имущества унитарного предприятия, поскольку подписание приказов (распоряжений) от имени организации не входит в компетенцию указанных лиц.

Вместе с тем уставом хозобщества или унитарного предприятия к компетенции общего собрания участников или собственника имущества соответственно могут быть отнесены любые вопросы исходя из целесообразности такого отнесения. Например, направление руководителя организации в длительную служебную командировку, требующую значительных финансовых затрат, оформляется протоколом общего собрания участников хозобщества или решением собственника имущества унитарного предприятия соответственно. Спорный вопрос: необходим ли в таком случае приказ (распоряжение) нанимателя о направлении в служебную командировку на основании указанного протокола или решения? С одной стороны, общее собрание участников общества является высшим органом управления, и принятые им решения рассматриваются как решения самого хозобщества. Если общее собрание приняло решение о направлении руководителя организации в служебную командировку, необходимость принятия дополнительного решения по данному вопросу исполнительным органом (издание приказа за подписью руководителя организации или его заместителя) отсутствует. С другой стороны, приказ (распоряжения) о направлении работника в служебную командировку требуется в соответствии с ч. 1 ст. 93 ТК. Такой приказ (распоряжение) является основанием для выплат, причитающихся работнику в связи с направлением в служебную командировку. Поэтому в рассматриваемом случае нанимателю следует издать приказ (распоряжение) о направлении руководителя организации в служебную командировку в описанном выше порядке.

Прием на работу и увольнение

Образование исполнительных ор­ганов ООО и досрочное прекращение их полномочий относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества (ст. 107 Закона).

К компетенции общего собрания акционеров относятся образование исполнительных органов АО и досрочное прекращение их полномочий, если решение этих вопросов не отнесено уставом АО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (ст. 79 Закона).

Таким образом, прием на работу руководителя хозобщества, досрочное расторжение трудового договора с ним осуществляются по решению общего собрания участников общества или совета директоров (наблюдательного совета) АО. Данное решение оформляется протоколом общего собрания участников или заседания совета директоров (наблюдательного совета) соответственно.

Прием и увольнение руководителя унитарного предприятия осуществляются по решению собственника его имущества.

В рассматриваемых случаях приказ (распоряжение) о приеме на работу или увольнении также необходим. Согласно ч. 4 ст. 25 ТК после заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Наниматель обязан оформлять прекращение трудового договора с работником приказом (распоряжением) (ст. 55 ТК). Основанием для внесения в трудовую книжку записей о заключении трудового договора, об увольнении также является приказ (распоряжение) нанимателя (ст. 50 ТК).

Таким образом, на основании решения общего собрания участников хозобщества или совета директоров (наблюдательного совета) АО, решения собственника имущества унитарного предприятия необходимо издать приказ (распоряжение) о приеме на работу или увольнении руководителя организации в описанном выше порядке.

* * *

Приказ по личному составу в отношении руководителя организации может быть подписан как руководителем организации, так и другим должностным лицом, уполномоченным на это руководителем организации. При оформлении такого приказа должны соблюдаться нормы Инструкции № 4.

Оформление возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений с руководителем организации приказом требуется и в том случае, когда в соответствии с законодательством или уставом организации по указанным вопросам принимается решение общего собрания участников хозяйственного общества (совета директоров (наблюдательного совета) АО) или собственника имущества унитарного предприятия. Это связано с наличием в ТК требований об издании нанимателем приказов при приеме на работу, увольнении работника, предоставлении отпуска, направлении в служебную командировку и т.д. Кроме того, именно приказ (распоряжение) нанимателя является основанием для внесения записей в трудовую книжку работника.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений