Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Итоги
14.09.2021 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №70 (2467) от 14.09.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Внешнеторговое чудо» пока наблюдается, но дальше будет сложнее

Фото: Андрей Любимов / РБК

Сохранение роста белорусской экономики во II квартале текущего года во многом обусловлено продолжением успехов во внешней торговле, однако дальнейшие перспективы под вопросом. К такому выводу пришли в исследовательском центре, который подготовил свой очередной обзор.

Напомним, по итогам января-­июня ВВП вырос на 3,3%. За 7 месяцев, прошедших с начала года, показатель продемонстрировал аналогичный результат.

 

Рост экспорта – новая норма?

Ключевой причиной бурного роста, по мнению экспертов, стала «реинкарнация внешнеторгового чуда», наблюдаемого в первые месяцы года. Во II квартале рост экспорта продолжился, и его физический объем добрался до исторического пика, превысив рекордный до этого показатель, зафиксированный в 2012 г. Во многом это связано с постковидным восстановлением рынков.

Так, в январе-июне 2021 г. объем экспорта по методологии статистики внешней торговли товарами составил 17,7 млрд USD, импорта – 18,84 млрд USD. В итоге сальдо внешней торговли товарами сложилось отрицательное в размере 1150,5 млн USD (для справки: в 1-ом полугодии 2020 г. величина отрицательного сальдо составляла 1838 млн USD). Однако, как отмечено в статье «Экспорт растет, но главный драйвер – подсанкционное сырье», благодаря экспорту услуг итоговый результат внешней торговли вышел на положительное сальдо в размере 1725 млн USD.

В обзоре выделяется несколько причин экспортного бума. Во-первых, на фоне повсеместного роста цен белорусские производители могут сдерживать их для своих товаров, получая ценовое преимущество, что актуально, например, для продукции деревообработки, черных металлов, текстиля, обуви, шин. Во-вторых, глобальный ценовой шок на продовольствие породил и рост спроса на продукцию смежных отраслей. Такой эффект выгоден производителям минеральных удобрений, продукции сельхозмашиностроения.

Также наиболее конкурентоспособные производители смогли закрыть ниши, возникшие на фоне сбоев предложения в период пандемии коронавируса. Это касается, например, приборостроения и производства мебели. Кроме того, до привычного уровня восстановились физические объемы экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений.

Аналитики, однако, придерживаются мнения, что столь бурный рост белорусского экспорта остается временным явлением и не претендует на то, чтобы стать «новой нормальностью». «Маловероятно, что при остужении постковидной динамики в мире экспорт сможет продолжить рост, – подчеркивается в обзоре. – Вероятно, даже удержать имеющиеся позиции будет затруднительно. А импорт, с высокой вероятностью, будет нагонять экспорт».

Поэтому наиболее допустимым представляется затухание данного эффекта во 2-ом полугодии. При подобном сценарии развития событий рост ВВП замедлится и по итогам года составит около 2,4%, считают они.

Однако на динамику основного показателя к тому времени окажут влияние и санкции западных стран. В зависимости от интенсивности их воздействия уже в этом году наиболее вероятным диапазоном темпа прироста ВВП «видится 1,7–2,4%».

Подчеркивается, что максимальный негативный макроэффект стоит ожидать от санкционных пакетов Великобритании и ЕС, которые устанавливают запрет либо ограничения на экспорт белорусских нефтепродуктов и калийных удобрений. Если исходить из различных трактовок положений документов, эти санкции могут затронуть от 10 до 13,5% всего белорусского экспорта. В таком случае потенциальные потери от них составляют около 6% ВВП в течение двух-трех кварталов после начала их реального осуществления. Впоследствии же за счет отраслевых взаимосвязей и объективных ограничений в использовании динамики обменного курса для сглаживания их эффекта потери могут возрастать вплоть до 10% ВВП.

По мнению экономистов, если властям не удастся переориентировать на другие направления подсанкционный экспорт, «существенный спад ВВП приведет и к финансовому стрессу, который с учетом финансовых санкций с большой вероятностью трансформируется в полномасштабный финансовый кризис».

 

Между спокойствием и сомнениями

Характеризуя текущую макро­экономическую ситуацию, эксперты центра обращают внимание, что ускорение инфляции приобрело характер устойчивого тренда: за январь-август 2021 г. потребительские цены в стране выросли на 6,1%, в годовом выражении инфляция уже приблизилась к 10%.

С одной стороны, подчеркивают они, к этому можно отнестись «достаточно спокойно», ссылаясь на то, что такая тенденция имеет региональный и даже глобальный характер. С другой – в отличие от стран с устойчивой и предсказуемой монетарной средой способность Нацбанка взять инфляцию под контроль в среднесрочной перспективе «вызывает куда больше сомнений».

«Ускоряющаяся инфляция вынудила Нацбанк задействовать дополнительные инструменты, т.к. все более очевидной становилась недостаточность для этого лишь мер по контролю над денежной массой», – резюмируют авторы.

Так, в два этапа была повышена ставка рефинансирования (на 1,5 процентного пункта – до 9,25% годовых), также произошла отмена ограничений для ставок по валютным депозитам. Однако такое повышение ставок экспертам видится запоздалым и недостаточным для обуздания инфляции.

Продолжающийся рост цен нагнетает инфляционные ожидания, что приводит к укоренению негативных паттернов поведения экономических агентов. А это в свою очередь усиливает внутренние предпосылки для дальнейшего раскручивания инфляционной спирали.

 

Рост пока обусловленный

Анализируя рост доходов населения, авторы обзора пришли к выводу, что ускорение реальной заработной платы до 5,5% в годовом эквиваленте обусловлено ростом ВВП и производительности труда, продолжением подпитки бюджетного сектора и снижением занятости.

По данным Белстата, номинальная начисленная средняя зарплата работников в июле 2021 г. – 1,47 тыс. руб. По сравнению с предыдущим месяцем она увеличилась на 2,67%.

Эксперты указывают на возможности для будущего органичного роста зарплат при дальнейшем реальном увеличении производительности труда. Но это вновь приводит к одному из главных вопросов текущей повестки: насколько натурален и органичен сегодняшний подъем ВВП и производительности труда и каковы их дальнейшие перспективы.

 

Зарплаты и пенсии расти не спешат, но их обещают «поторопить»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений