Презентация продукции и налогообложение
Организация планирует организовать встречи с потребителями продукции, потенциальными клиентами с целью возможного расширения рынков сбыта и объемов продаж. В ходе проведения мероприятий предполагается обеспечение питанием приглашенных физических лиц – специалистов предприятий.
Возникает ли у организации обязанность по удержанию подоходного налога с участников мероприятия? Можно ли отнести расходы на питание в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?
Полагаем, что налоговое обязательство по подоходному налогу возникнет либо будет отсутствовать в зависимости от сути проводимого мероприятия. Данное суждение связано с наличием нескольких норм в ст. 153 Налогового кодекса (НК).
Так, объектом обложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные плательщиками, в размере:
– оплаты организациями или индивидуальными предпринимателями расходов на проведение презентаций, юбилеев, банкетов, совещаний, культурных, представительских мероприятий, связанных с осуществляемой ими деятельностью (подп. 2.2 п. 2 ст. 153 НК);
– стоимости товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (работ, услуг) (подп. 2.17 п. 2 ст. 153 НК).
Соответственно, если речь идет о презентации продукции, оплата организацией питания участников в ходе проведения таких мероприятий не признается доходом физических лиц, облагаемым подоходным налогом.
Если предположить, что проведение мероприятий с клиентами носит представительский характер, следует учитывать, что исходя из письма МНС от 11.07.2017 № 2-2-10/01238 к представительским расходам целесообразно относить расходы организации на официальный прием представителей других организаций, отдельных лиц в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества.
Проведение таких мероприятий должно сопровождаться соответствующим документальным подтверждением (приказ о проведении, смета расходов, документы, подтверждающие расходы, и т.п.) оформления расходов организации. Если речь идет о проведении рекламного мероприятия, надо полагать, что главным критерием является возможность установления конкретных участников мероприятия.
Таким образом, в рассматриваемой в вопросе ситуации наиболее «безопасным» с точки зрения исключения доходов из объектов налогообложения является применение нормы подп. 2.2 п. 2 ст. 153 НК.
Отнесение расходов на питание участников мероприятий в состав затрат, учитываемых при налогообложении, ограничено нормой подп. 1.71 п. 1 ст. 131 НК: при налогообложении не учитываются расходы на питание, организацию досуга, отдыха, в т.ч. при проведении рекламных акций, конференций, семинаров, переговоров, учебы и других аналогичных мероприятий. Как следует из ч. 2 указанного подпункта, данное ограничение не применяется в случаях, когда такие расходы относятся, в частности, к представительским.
Следовательно, расходы на питание в рамках проведения презентации, рекламного мероприятия не могут быть отнесены в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.