Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Программы
16.03.2004 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство предприятиям

Недостаточно конкретной сочли депутаты Программу деятельности правительства Республики Беларусь, представленную на их рассмотрение новым составом белорусского правительства...

Недостаточно конкретной сочли депутаты Программу деятельности правительства Республики Беларусь, представленную на их рассмотрение новым составом белорусского правительства. По единодушному мнению принявших участие в обсуждении, в программе должны быть перечислены конкретные мероприятия по финансовому оздоровлению промышленных предприятий, их техническому перевооружению и снижению затратности производства.

На прошлой неделе Программу деятельности правительства Республики Беларусь рассмотрели и обсудили на своем заседании члены комиссии нижней палаты белорусского парламента по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту.

"Программе не хватает конкретики", -- вынесли свой вердикт депутаты и высказали массу конструктивных замечаний, учесть которые разработчики документа должны будут в самое ближайшее время. Народные избранники, в отличие от правительства считают, что документов, рисующих вполне приглядные контуры будущего нашей страны, и так достаточно.

"Представленный документ трудно назвать программой. Это -- определение целей, задач и показателей, спущенных сверху, при этом правительству отводится роль исполнителя концепции, сформированной Администрацией Президента и одобренной на Всебелорусском народном собрании", цитирует ПРАЙМ-ТАСС оценку депутата нижней палаты белорусского парламента Владимира Новосяда.

Разработчики программы, хотя и пообещали внести в нее некоторые коррективы, считают, что формат этого документа не предполагает такой степени детализации. Позволим себе предположить, что конкретно мыслящие депутаты так и не увидят в Программе того, что они хотели, даже после доработки.

Ибо Программа -- это действительно документ, определяющий направление развития, основные цели и задачи, а не частности их реализации. Требования же депутатов, на наш взгляд, вызваны, в первую очередь, пагубной отечественной практикой формулировать правильные и перспективные цели и задачи, не утруждая себя их последующим исполнением. Логично и то, что никакой новой экономической политики новый состав правительства предложить не может, ибо его деятельность лежит в прокрустовом ложе Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005гг.

Правительство во главе с Сергеем Сидорским признает, что предприятия реального сектора экономики находятся в сложном финансовом положении, имеют низкий уровень рентабельности, что убыточных среди них слишком много. Физический и моральный износ основных производственных фондов ведет к росту себестоимости и снижению конкурентоспособности белорусской продукции.

Отечественные производственные технологии слишком материалои энергоемки. В то же время имеющихся инвестиционных ресурсов для решения этих проблем недостаточно, констатируется в документе.

Дальнейшее развитие страны правительство связывает с формированием благоприятной институциональной среды, увеличением доли малого и среднего бизнеса в белорусской экономике до 25%. Для этого предполагается стимулировать его развитие, свести к минимуму административные ограничения, препятствующие его деятельности; создать систему преференций для предпринимателей, работающих в производственной сфере, оказывающих услуги и осваивающих научно-технические разработки; создать реальные финансово-кредитные механизмы поддержки малых производств.

Несомненно, что заявленное в программе снижение налоговой нагрузки (в 2004г. -- на 1,6%, в 2005г. -- на 2--3% от ВВП) за счет поэтапного сокращения налогов и сборов с выручки будет способствовать повышению инвестиционной активности предприятий. Облегчит жизнь субъектов хозяйствования и совершенствование налоговой системы, в рамках которого предлагается упростить механизм взимания НДС, налога на прибыль и доходы, подоходного налога, акцизов и др.

Основной источник развития, на который делает ставку правительство, -- внутренние ресурсы. Их количество вырастет за счет снижения налоговой нагрузки, внедрения новой амортизационной политики, повышения рентабельности и увеличения объемов банковского кредитования. Стоимость кредитных ресурсов в 2004г. снизится до 17--20% годовых, в 2005г. -- до 13--16%, обещает Программа. Для имеющих государственное значение инвестиционных проектов предусмотрено льготирование процентных ставок. Как дополнительный источник инвестиций упоминается и иностранный капитал, благоприятную среду для прихода которого мы будем формировать и дальше.

Правительство обещает, что безработица не выйдет за пределы 2%. Оптимизация численности работников, которую предлагает осуществить программа, должна "в обязательном порядке" предусматривать пути и механизмы обеспечения занятости высвобождаемых трудовых ресурсов.

Обещает Программа и давно ожидаемый "переход на регулирование цен экономическими методами", ликвидацию перекрестного субсидирования, что позволит вывести на хозрасчетную деятельность традиционно дотируемые АПК и ЖКХ.

Новый состав правительства намерен развивать взаимовыгодное сотрудничество как на восточном, так и на западном направлении. Денежная интеграция с Россией будет базироваться "на строгом соблюдении социально-экономических интересов Беларуси и выступать завершающим этапом в формировании единого экономического пространства".

Для успешной интеграции отечественных субъектов в мировое экономическое пространство правительство намерено разработать нормативный документ, который регламентирует порядок страхования экспортных контрактов, упростить таможенные процедуры, упорядочить сроки статистического декларирования, таможенного оформления и контроля.

Логично, что невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, не подняв отечественное производство на новый технологический уровень. В связи с этим правительство намерено создавать условия для активизации инновационной деятельности, стимулировать создание и ускоренное развитие сектора экономики, связанного с информационными технологиями. Внедрение новых технологий станет базой для снижения себестоимости продукции (на 10% в этом году) и энергоемкости ВВП (на 20--25% к 2005г.).

Такому значительному снижению энергоемкости будут способствовать не только внутрипроизводственные мероприятия (реконструкция, техперевооружение, внедрение новых технологий), но и изменение структуры топливно-энергетического баланса в сторону уменьшения в нем импортных энергоносителей (в частности, газа -- с нынешних 62% до 48,6 в 2020г.).

Кто станет утверждать, что такие макроэкономические условия не способствуют производственной и инвестиционной активности?
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by