Повышение нормы расхода топлива при истечении нормативного срока службы автомобиля
Рассмотрим на конкретных примерах возможности повышения норм расхода топлива на автомобили.
Пример 1. Организация имеет на балансе автомобили, классифицируемые в соответствии с нормативными сроками службы основных средств, утв. постановлением Минэкономики от 30.09.2011 № 161 (далее – Нормативные сроки службы № 161), под шифром 50401, с нормативным сроком службы 7 лет.
В 2018 г. истекли 7 лет с момента приобретения и начала эксплуатации автомобилей. При этом организация не начисляла амортизацию основных средств (ОС), используемых в предпринимательской деятельности, в 2015–2017 гг., а также в 2018 г. Соответственно, продлевается нормативный срок службы автомобилей.
Имеет ли организация право на применение повышения норм расхода топлива не более 8% по данным автомобилям как с истекшими нормативными сроками службы?
По мнению автора, у организации есть такое право.
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).
Линейная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива (абз. 4 п. 3 Инструкции № 141).
Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации на основании Инструкции № 141 (п. 5 Инструкции № 141).
Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы (в соответствии с Временным республиканским классификатором амортизируемых основных средств и нормативными сроками их службы, утв. постановлением Минэкономики от 21.11.2001 № 186, далее – Временный классификатор № 186) – не более 8% (подп. 10.17 п. 10 Инструкции № 141).
Отметим, что Временный классификатор № 186 утратил силу еще с 1 января 2012 г. в связи с принятием Нормативных сроков службы № 161.
Постановление Совмина от 30.10.2017 № 802 (далее – постановление № 802) «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах» предусматривает, что организации, за исключением банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также индивидуальные предприниматели (ИП) вправе принять решение о неначислении амортизации по ОС и нематериальным активам, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением ОС, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств (далее – ОС и нематериальные активы), с 1 января по 31 декабря 2018 г. – по всем или отдельным объектам ОС и нематериальных активов.
Постановления Совмина:
– от 30.01.2017 № 84 «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2017 году» (п. 1);
– от 09.02.2016 № 110 «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2016 году»;
– от 16.02.2015 № 102 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2001 г. № 1668 и вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2015 году» –
устанавливают, что организации, за исключением банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также ИП вправе принять решение о неначислении с 1 января по 31 декабря соответствующего года (2015 г., 2016 г., 2017 г.) амортизации по всем или отдельным объектам ОС и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением ОС, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств.
При этом согласно всем вышеперечисленным постановлениям Совмина нормативные сроки службы и сроки полезного использования таких объектов продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации.
Как видно из норм постановлений, организации следует продлить нормативный срок службы автомобилей, поскольку по ним не начислялась амортизация в 2015–2017 гг. и не начисляется в 2018 г.
Однако Инструкция № 141 говорит о повышении норм расхода топлива при эксплуатации механических транспортных средств (в т.ч. автомобилей (п. 2 Инструкции № 141)) с истекшим нормативным сроком службы в соответствии с Временным классификатором № 186 (с 01.01.2012 г. действуют Нормативные сроки службы № 161), т.е. с «фактически» истекшим нормативным сроком службы. В результате фактического износа конструктивных элементов автомобилей может потребоваться повышение норм расхода топлива.
На основании вышеизложенного, по мнению автора, организация имеет право на повышение норм расхода топлива не более 8% в соответствии с подп. 10.17 п. 10 Инструкции № 141.
По мнению автора, не имеет значения тот факт, что для целей начисления амортизации ОС нормативный срок службы автомобилей продлевается, поскольку по ним не начислялась амортизация в 2015–2017 гг. и не начисляется в 2018 г.
Пример 2. Организация использует в предпринимательской деятельности грузовой автомобиль. Амортизация по данному автомобилю, начисляемая исходя из срока полезного использования, начислена в размере менее 100% и продолжает начисляться в настоящее время. В то же время нормативный срок службы данного автомобиля истек. При использовании данного автомобиля организация не укладывается в утвержденную норму расхода топлива.
Может ли организация повысить норму расхода топлива на данный автомобиль как по изношенному автомобилю?
У организации есть такое право.
Согласно п. 18 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6), нормативный срок службы объектов ОС, в т.ч. ранее находившихся в эксплуатации, определяется при приобретении каждым балансодержателем или собственником с даты принятия их к бухучету при вводе в эксплуатацию в годах (соответствующем им количестве месяцев).
При этом амортизация объектов ОС, используемых в предпринимательской деятельности, начисляется исходя из выбранного срока полезного использования.
Срок полезного использования – ожидаемый или расчетный период эксплуатации основных средств в процессе предпринимательской деятельности, который определяется при их приобретении каждым балансодержателем или собственником с соблюдением требований Инструкции № 37/18/6 (п. 19 Инструкции № 37/18/6).
Срок полезного использования устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до двух знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов ОС и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6.
Нижняя и верхняя границы диапазона срока полезного использования рассчитываются путем умножения нормативного срока службы на соответствующий коэффициент, указанный в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6 (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Комиссия вправе принимать сроки полезного использования объектов ОС равными по величине нормативным срокам службы соответствующих объектов (п. 22 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, срок полезного использования в установленном порядке может быть принят больший, чем нормативный срок службы. В таком случае амортизационные отчисления в порядке, установленном Инструкцией № 37/18/6, будут исчисляться определенное время и после истечения нормативного срока службы.
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования установлен Инструкцией № 141.
Согласно подп. 10.17 Инструкции № 141 повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы – не более 8%.
Следовательно, независимо от того, истек или нет срок полезного использования, организация может применить повышение нормы расхода топлива согласно подп. 10.17 Инструкции № 141, поскольку по грузовому автомобилю организации истек нормативный срок службы.
Следует отметить, что если организация будет применять одновременно несколько повышений (понижений) линейной нормы расхода топлива, нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п. 15 Инструкции № 141).
Пример 3. У организации на балансе числятся автомобили, по которым амортизация начислена в размере 100%, но нормативный срок службы не истек.
Имеет ли организация право применить повышение нормы расхода топлива согласно подп. 10.17 Инструкции № 141?
Нет, не имеет.
Согласно подп. 10.17 Инструкции № 141 повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы – не более 8%.
При применении данного повышения следует иметь в виду, что согласно Инструкции № 37/18/6 амортизация объектов ОС, используемых в предпринимательской деятельности, производится исходя из выбранного срока полезного использования.
Таким образом, при применении повышения нормы расхода топлива согласно подп. 10.17 Инструкции № 141 следует учитывать, что 100%-ная амортизация ОС не всегда означает истечение нормативного срока службы. В ситуации, когда срок полезного использования принят меньшим, чем нормативный срок службы, на момент прекращения начисления амортизации нормативный срок службы не истекает. А применить повышение нормы расхода топлива согласно подп. 10.17 Инструкции № 141 можно только по автомобилю, у которого истек нормативный срок службы.