Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5883
EUR:
2.6365
RUB:
4.2202
Золото:
148.24
Серебро:
1.69
Платина:
78.47
Палладий:
182.74
Назад
Консультации
08.07.2016 18 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поставка оборудования для объекта строительства: правила закупки и формирование цены

В соответствии с законодательством и условиями договора строительного подряда поставка оборудования для объекта строительства может быть возложена на подрядную организацию (подрядчика). При этом финансирование строительства может осуществляться за счет собственных средств заказчика, заемных средств, а также средств республиканского или местного бюджета либо приравненных к ним средств.

Рассмотрим требования, предъявляемые к формированию цены на оборудование, которое поставляется подрядчиком, в т.ч. возможность применения подрядчиком при реализации оборудования заказчику торговой надбавки.

В соответствии с п. 39 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450), обязанности по обеспечению материальными ресурсами несет подрядчик, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства объекта в целом или в определенной части осуществляет заказчик. Материальные ресурсы, обеспечение которыми возложено на заказчика, в установленном договором порядке передаются подрядчику или по его поручению субподрядчику комплектно в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, в согласованные сторонами сроки. Закупка оборудования для высокотехнологичного производства осуществляется, как правило, одновременно с закупкой услуг по его монтажу и пусконаладочным работам.

При этом в п. 3 Правил № 1450 дается  ряд определений, в т.ч. материальных ресурсов, под которыми понимаются строительные и горюче-смазочные материалы, энергия всех видов, оборудование, конструкции, изделия и другие ресурсы, используемые для строительства объекта (выполнения строительных работ).

Согласно п. 1 ст. 700 ГК обязанности по обеспечению строительства материалами, в т.ч. деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.

При формировании цены на поставляемое подрядчиком оборудование необходимо также учитывать требования ряда иных нормативных правовых актов. Так, оборудование, которое поставляется для объекта строительства, в т.ч. финансируемого за счет бюджетных и приравненных к ним средств, не является предметом правового регулирования Указа от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». В Перечне товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Совмином, государственными (организациями), утв. Указом № 72, лишь установлено, что Минстройархитектуры регулирует цены на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполкомов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

Не содержат каких-либо правовых ограничений в отношении цены оборудования в постановлениях Минстройархитектуры от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия и конструкции» и  от 19.12.2014 № 45 «О регулировании цен на строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов и тоннелей».

Поэтому подрядчик при реализации оборудования заказчику вправе применить к цене приобретения торговую наценку в любом размере.

В то же время согласно п. 6 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, которое распространяется с 1.01.2015 г. на все договоры строительного подряда, заключаемые между заказчиком и подрядчиками,  цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых заказчиком поручены подрядчику, и поставляемых заказчиком стройматериалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню.

Таким образом, стоимость оборудования, приобретение и поставка которого возложены заказчиком на подрядную организацию, не входит в стоимость работ подрядчика по договору строительного подряда и определяется самостоятельно.

Стоимость оборудования, поставляемого подрядчиком на строительные объекты, зависит от закупочной цены и нормативных правовых актов в отношении закупок.

Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591) закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве (далее – торги) либо переговоров.

В письме Минстройархитектуры от 15.01.2016 № 04–3–05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве» поясняется следующее:

– после 1.01.2016 г. государственные закупки (приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) необходимо производить по общим правилам законодательства о государственных закупках (Закон № 419–З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)») путем проведения открытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов либо процедуры закупки из одного источника без применения норм Указа № 591;

– Указ № 591 и принятое в его развитие постановление Совмина от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – Постановление № 88) действуют в отношении закупок при строительстве за счет иных источников финансирования, не предусмотренных Законом о государственных закупках.

Таким образом, если задание на закупку товаров (работ, услуг) было утверждено в 2015 г., то согласно общим правилам, в соответствии с которыми определяется решение заказчика о закупке, процедуры продолжаются в 2016 г. с учетом требований Указа № 591 и Постановления № 88.

Необходимость проведения процедур закупок в строительстве распространяется на все организации, независимо от источника финансирования строительства объекта, организационно-правовой формы организации, формы собственности либо каких-то иных критериев. С 1.01.2016 г. различаются лишь правовые основания и порядок их проведения (закупок).

Указом № 591, Законом № 419–З либо иными нормативными правовыми актами установлены случаи, когда приобретение товаров для строительства можно осуществлять без проведения отдельных процедур закупок.

В частности, согласно подп. 1.4 п. 1 Указа № 591 проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, за исключением случаев, предусмотренных в подп. 1.6 п. 1 Указа № 591, и иных случаев, определенных Президентом, финансирование строительства которых осуществляется за счет следующих источников:

– средств республиканского и (или) местных бюд­жетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков РБ, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполкомов, – при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин и более;

– иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в госсобственности, – при стоимости строительства объектов 100 тыс. базовых величин и более.

Если при строительстве является обязательным проведение подрядных торгов, в соответствии с подп. 1.5 п. 1 Указа № 591 обязательно также проведение торгов на закупку товаров для строительства (в т.ч. и оборудования) при стоимости каждого их вида 3 тыс. базовых величин и более.

Если проведение торгов не обязательно, то согласно подп. 1.7 п. 1 Указа № 591 заказчик должен провести процедуру переговоров либо по своему выбору может провести и торги (которые являются более сложной процедурой закупки).

Все процедурные и технические вопросы проведения закупок в строительстве (в т.ч. оборудования) установлены Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утв. Постановлением № 88 (далее – Положение № 88).

В соответствии с п. 48 Положения № 88 решение о проведении торгов принимается при наличии в т.ч.:

– утвержденной в установленном порядке (глава 6 Положения № 88) проектной, в т.ч. сметной, документации (архитектурного проекта – по решению заказчика, застройщика при разработке проектной документации в две стадии), в соответствии с которой (которым) определяются перечень и количество (объем) необходимых для строительства объектов товаров, а также технического задания на закупку оборудования, изделий, конструкций, согласно требованиям ч. 3 п. 48 Положения № 88;

– результатов исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров, на основании данных, установленных в проектной, в т.ч. сметной, документации, техническом задании (ч. 4 п. 48 Положения № 88).

Предпроектная (предынвестиционная) документация, результаты исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров, и техническое задание на закупку оборудования могут являться основанием для проведения заказчиком, застройщиком в установленном порядке закупки технологического оборудования для объекта строительства, необходимого для учета при разработке проектной документации на такой объект. Техническое задание на закупку оборудования, не производимого в Республике Беларусь, при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства, облисполкомов и Мингорисполкома, подлежит согласованию с республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству, в подчинении которых находятся (в состав (систему) которых входят) застройщик, заказчик либо которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) застройщика, заказчика, а при отсутствии такого республиканского органа или государственной организации – с облисполкомом и Мингорисполкомом (по месту размещения объекта).

Согласно п. 49 Положения № 88, если проведение торгов является обязательным, то размещение заказов на приобретение товаров, необходимых для строительства объекта, включенных в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утв. постановлением Совмина от 16.06.2004 № 714, осуществляется в соответствии с законодательством о товарных биржах.

На биржевых торгах названного акционерного общества могут осуществляться в соответствии с законодательством о товарных биржах закупки необходимых для строительства товаров, допущенных ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» к биржевой торговле.

Информация о цене заказа, применяемой в качестве стартовой, а также о возможности внесения предложений о ее изменении должна быть включена в состав конкурсной документации при проведении торгов в строительстве (подп. 50.1 п. 50 Положения № 88).

На основании сказанного цена на оборудование для строительства объекта, поставка которого возложена на подрядчика, определяется:

1) на основании стоимости оборудования, сформированной по результатам проведения торгов в строительстве;

2) на основании стоимости оборудования, определенной по результатам проведения процедуры переговоров;

3) на основании стоимости оборудования, сформированной по результатам проведения биржевых сделок на ОАО «Белорусская универсальная товарно-фондовая биржа»;

4) на основании договоренности сторон в том случае, если проведение процедур закупок в строительстве либо биржевых торгов не являлось обязательным.

Следовательно, любой из названных вариантов не обязывает подрядную организацию продавать закупленное ею оборудование «по себестоимости» (по цене приобретения). Поэтому она вправе применить торговую наценку к цене приобретения оборудования.

Обратим внимание, что стоимость оборудования определяется и при составлении сметной документации.

Так, согласно подп. 8.4 п. 8 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, стоимость оборудования, мебели, инвентаря определяется на основании спецификаций, входящих в состав проектной документации, исходных данных заказчика, в т.ч. содержащих текущие цены, включающих отпускную цену с учетом стоимости запасных частей и средств на тару и упаковку. В стоимость оборудования включаются расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортировкой, на основании данных о расстоянии перевозок и соответствующих тарифах. При отсутствии данных о расстоянии перевозок и тарифах расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортировкой, определяются в размере 2% от стоимости оборудования.

При формировании цены на оборудование для поставки на строительные объекты заказчикам и подрядчикам не следует отождествлять стоимость оборудования, указанную в сметной документации (в целях определения сметной стоимости строительства объекта), которая наряду с иными документами и источниками информации является исходными данными для формирования цены заказчика на закупаемое оборудование, с фактической стоимостью (ценой) оборудования. Последняя определяется по результатам проведения процедуры торгов в строительстве, процедуры переговоров, биржевых торгов либо условиями соглашения между заказчиком и подрядчиком. То есть цена, указанная в сметной документации, служит только показателем, на который следует ориентироваться заказчику при закупке оборудования.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений