Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Цены
22.10.2024 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №80(2774) от 22.10.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Попытка № 5: новации в системе регулирования цен

Действующая система регулирования цен в Беларуси начала отсчет с 19 октября 2022 г., даты вступления в силу постановления Совмина № 713 «О системе регулирования цен». Постановлением Совмина от 16.10.2024 № 713(5) внесены уже пятые по счету изменения в постановление № 713.

Остановимся на основных новациях, которые, по информации правительства, направлены на поддержку отечественных производителей и продвижение товаров, производимых в Беларуси.

Уточнены основания, при возникновении которых МАРТ вправе выносить уполномоченным органам (их комиссиям) предписание о признании утратившими силу их решений о согласовании отпускных цен (ч. 3 п. 4 и ч. 4 п. 4-1 постановления № 713).

В качестве таких оснований определены:

– невыполнение установленного параметра по индексу потребительских цен;

– влияние на прирост индекса потребительских цен по потребительским товарам, относящимся к видам товаров, которые занимают более 0,05% в структуре потребительских расходов населения и в отношении которых превышен показатель ежемесячного допустимого роста цен, определяемый МАРТ.

Внесены корректировки в порядок включения организациями потребительской кооперации в отпускные цены расходов по доставке. Так, в соответствии с п. 4 Указа от 05.08.2024 № 309 «О поддержке организаций потребительской кооперации» облисполкомами ежегодно за счет средств областных бюджетов организациям потребительской кооперации предоставляются субсидии на возмещение стоимости израсходованного топлива с учетом НДС по доставке товаров автомагазинами и в стационарные торговые объекты потребительской кооперации, расположенные на территории сельской местности. Предоставление указанных субсидий осуществляется в порядке и размерах, определяемых Совмином.

В связи с этим установлено, что такие субсидии вычитаются из сумм расходов по доставке потребительских товаров, относимых на увеличение цен (внесено дополнение в п. 11 постановления № 713).

Поставщикам товаров предоставлена возможность выплаты вознаграждений в виде платы за оказание услуг по хранению товаров, требующих для сохранения качества и безопасности соблюдения специальных температурных режимов (кроме услуг по хранению товаров в помещениях, в которых расположены торговые объекты субъекта, осуществляющего розничную торговлю). При этом предусмотрено, что субъектом, осуществляющим розничную торговлю и оказывающим услуги по хранению таких товаров, устанавливаются единые тарифы на такие услуги при равных условиях для всех поклажедателей (внесены дополнения в п. 15 постановления № 713).

Предусмотрено, что требования постановления № 713 не распространяются на отношения, связанные с реализацией импортируемых потребительских товаров торговых марок, включенных Государственным таможенным комитетом в группу 1 торговых марок для целей таможенного декларирования.

Наименования включенных в группу 1 торговых марок предусмотрены в таблицах 1–4 приложения 41 к постановлению ГТК от 12.02.2016 № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования». В группу 1 включены люксовые торговые марки парфюмерии и косметики, предметов одежды, шин и покрышек, принадлежностей к одежде и аксессуаров, обуви премиум-класса.

Таким образом, из ценового регулирования исключены товары, относящиеся к товарам класса люкс-премиум высокого ценового сегмента. Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов прокомментировал новацию так: «Нет смысла регулировать здесь ценообразование и субсидировать состоятельных людей, которые могут себе позволить приобретать такие товары».

Снижены надбавки импортера на следующие группы товаров, перечисленные в приложении 1 к постановлению № 713:

– крупа гречневая, за исключением зеленой и крупы гречневой в варочных пакетах до 10%. Ранее была принята надбавка 25% при реализации юрлицам и ИП, кроме реализуемой в собственном торговом объекте, и 15% при реализации в собственном торговом объекте (п. 59);

– макаронные изделия из пшеницы с 25 до 15% (п. 67);

– сок, нектар овощной, плодоовощной с 30 до 10% (п. 110);

– сок, нектар фруктовый, ягодный до 10%. Ранее применялась надбавка 30% при реализации юрлицам и ИП, кроме реализуемой в собственном торговом объекте, и 20% – при реализации в собственном торговом объекте (п. 114);

– чулочно-носочные изделия (носки, колготки, гольфы, получулки) с 15 до 5% (п.п. 138, 163, 167 и 181);

– плитка керамическая с 15 до 10% (п. 257);

– зубная паста при реализации в собственном торговом объекте с 40 до 20% (п. 307).

Цены на остатки таких потребительских товаров, сложившиеся на 18 октября 2024 г., подлежат приведению в соответствие в следующем порядке:

– если потребительские товары являются остатками, сложившимися на 26 октября 2022 г., и не было нового поступления таких же товаров – в порядке, предусмотренном в п. 16 постановления № 713;

– если потребительские товары являются иными остатками – до 25 октября 2024 г.

На межсезонный период с октября 2024 г. по май 2025 г. установлены предельные максимальные отпускные и розничные (оптовые) цены на отдельные виды плодоовощной продукции:

– картофель свежий продовольственный, за исключением мытого;

– капуста белокочанная свежая;

– морковь свежая, за исключением мытой;

– свекла свежая столовая, за исключением мытой;

– лук репчатый;

– яблоки свежие;

– огурцы свежие.

С 21 октября по декабрь 2024 г. и с января по май 2025 г. предельные максимальные отпускные цены на такие товары применяются в значениях, установленных в перечне согласно приложению 1-1 к постановлению № 713.

С 29 октября по декабрь 2024 г. и с января по май 2025 г. предельные максимальные розничные (оптовые) цены на такие товары применяются в значениях, установленных в перечне согласно приложению 1-2 к постановлению № 713.

Уточнено, что базой для ежемесячного повышения без согласования отпускных цен на потребительские товары в пределах 0,3% является максимальная отпускная цена реализации в предыдущем месяце исключительно на внутренний рынок, а в случае отсутствия реализации в предыдущем месяце – последняя отпускная цена реализации на внутренний рынок (внесены корректировки в подп. 3.7 п. 3 и п. 4-2 постановления № 713).

Справочно: в соответствии с п. 1 постановления № 713 введенное им регулирование цен распространяется на товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на внутренний рынок РБ, указанные в перечне согласно приложению 1.

Соответственно, базой для повышения отпускных цен на потребительские товары также могут быть цены, применяемые на внутреннем рынке.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by