Попытка № 5: новации в системе регулирования цен

Действующая система регулирования цен в Беларуси начала отсчет с 19 октября 2022 г., даты вступления в силу постановления Совмина № 713 «О системе регулирования цен». Постановлением Совмина от 16.10.2024 № 713(5) внесены уже пятые по счету изменения в постановление № 713.
Остановимся на основных новациях, которые, по информации правительства, направлены на поддержку отечественных производителей и продвижение товаров, производимых в Беларуси.
Уточнены основания, при возникновении которых МАРТ вправе выносить уполномоченным органам (их комиссиям) предписание о признании утратившими силу их решений о согласовании отпускных цен (ч. 3 п. 4 и ч. 4 п. 4-1 постановления № 713).
В качестве таких оснований определены:
– невыполнение установленного параметра по индексу потребительских цен;
– влияние на прирост индекса потребительских цен по потребительским товарам, относящимся к видам товаров, которые занимают более 0,05% в структуре потребительских расходов населения и в отношении которых превышен показатель ежемесячного допустимого роста цен, определяемый МАРТ.
Внесены корректировки в порядок включения организациями потребительской кооперации в отпускные цены расходов по доставке. Так, в соответствии с п. 4 Указа от 05.08.2024 № 309 «О поддержке организаций потребительской кооперации» облисполкомами ежегодно за счет средств областных бюджетов организациям потребительской кооперации предоставляются субсидии на возмещение стоимости израсходованного топлива с учетом НДС по доставке товаров автомагазинами и в стационарные торговые объекты потребительской кооперации, расположенные на территории сельской местности. Предоставление указанных субсидий осуществляется в порядке и размерах, определяемых Совмином.
В связи с этим установлено, что такие субсидии вычитаются из сумм расходов по доставке потребительских товаров, относимых на увеличение цен (внесено дополнение в п. 11 постановления № 713).
Поставщикам товаров предоставлена возможность выплаты вознаграждений в виде платы за оказание услуг по хранению товаров, требующих для сохранения качества и безопасности соблюдения специальных температурных режимов (кроме услуг по хранению товаров в помещениях, в которых расположены торговые объекты субъекта, осуществляющего розничную торговлю). При этом предусмотрено, что субъектом, осуществляющим розничную торговлю и оказывающим услуги по хранению таких товаров, устанавливаются единые тарифы на такие услуги при равных условиях для всех поклажедателей (внесены дополнения в п. 15 постановления № 713).
Предусмотрено, что требования постановления № 713 не распространяются на отношения, связанные с реализацией импортируемых потребительских товаров торговых марок, включенных Государственным таможенным комитетом в группу 1 торговых марок для целей таможенного декларирования.
Наименования включенных в группу 1 торговых марок предусмотрены в таблицах 1–4 приложения 41 к постановлению ГТК от 12.02.2016 № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования». В группу 1 включены люксовые торговые марки парфюмерии и косметики, предметов одежды, шин и покрышек, принадлежностей к одежде и аксессуаров, обуви премиум-класса.
Таким образом, из ценового регулирования исключены товары, относящиеся к товарам класса люкс-премиум высокого ценового сегмента. Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов прокомментировал новацию так: «Нет смысла регулировать здесь ценообразование и субсидировать состоятельных людей, которые могут себе позволить приобретать такие товары».
Снижены надбавки импортера на следующие группы товаров, перечисленные в приложении 1 к постановлению № 713:
– крупа гречневая, за исключением зеленой и крупы гречневой в варочных пакетах до 10%. Ранее была принята надбавка 25% при реализации юрлицам и ИП, кроме реализуемой в собственном торговом объекте, и 15% при реализации в собственном торговом объекте (п. 59);
– макаронные изделия из пшеницы с 25 до 15% (п. 67);
– сок, нектар овощной, плодоовощной с 30 до 10% (п. 110);
– сок, нектар фруктовый, ягодный до 10%. Ранее применялась надбавка 30% при реализации юрлицам и ИП, кроме реализуемой в собственном торговом объекте, и 20% – при реализации в собственном торговом объекте (п. 114);
– чулочно-носочные изделия (носки, колготки, гольфы, получулки) с 15 до 5% (п.п. 138, 163, 167 и 181);
– плитка керамическая с 15 до 10% (п. 257);
– зубная паста при реализации в собственном торговом объекте с 40 до 20% (п. 307).
Цены на остатки таких потребительских товаров, сложившиеся на 18 октября 2024 г., подлежат приведению в соответствие в следующем порядке:
– если потребительские товары являются остатками, сложившимися на 26 октября 2022 г., и не было нового поступления таких же товаров – в порядке, предусмотренном в п. 16 постановления № 713;
– если потребительские товары являются иными остатками – до 25 октября 2024 г.
На межсезонный период с октября 2024 г. по май 2025 г. установлены предельные максимальные отпускные и розничные (оптовые) цены на отдельные виды плодоовощной продукции:
– картофель свежий продовольственный, за исключением мытого;
– капуста белокочанная свежая;
– морковь свежая, за исключением мытой;
– свекла свежая столовая, за исключением мытой;
– лук репчатый;
– яблоки свежие;
– огурцы свежие.
С 21 октября по декабрь 2024 г. и с января по май 2025 г. предельные максимальные отпускные цены на такие товары применяются в значениях, установленных в перечне согласно приложению 1-1 к постановлению № 713.
С 29 октября по декабрь 2024 г. и с января по май 2025 г. предельные максимальные розничные (оптовые) цены на такие товары применяются в значениях, установленных в перечне согласно приложению 1-2 к постановлению № 713.
Уточнено, что базой для ежемесячного повышения без согласования отпускных цен на потребительские товары в пределах 0,3% является максимальная отпускная цена реализации в предыдущем месяце исключительно на внутренний рынок, а в случае отсутствия реализации в предыдущем месяце – последняя отпускная цена реализации на внутренний рынок (внесены корректировки в подп. 3.7 п. 3 и п. 4-2 постановления № 713).
Справочно: в соответствии с п. 1 постановления № 713 введенное им регулирование цен распространяется на товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на внутренний рынок РБ, указанные в перечне согласно приложению 1.
Соответственно, базой для повышения отпускных цен на потребительские товары также могут быть цены, применяемые на внутреннем рынке.