$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инвестиции

Помощь идет, но развиваться придется за свой счет

19.08.2016

Более 2,6 трлн. Br (до деноминации) составила государственная поддержка, оказанная юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за I полугодие 2016 г., сообщает Минфин. Таким образом, помощь государства увеличилась по сравнению с январем–июнем 2015 г. на 26,9% (в текущих ценах). При этом структура господдержки и ее адресаты существенно изменились. Меняются и источники инвестиций.

Если в I полугодии 2015 г. почти 66,2% господдержки оказывалось путем возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, то за 6 месяцев т.г. – только 10% (252,7 млрд.). Около 94% господдержки оказывалось в текущем году в виде бюджетных ссуд и займов (2339,5 млрд. Br), а 6% – в виде финансовой помощи (24,7 млрд.).

Сменились и адресаты гос­поддержки. В январе–июне 2015 г. 31,5% помощи ушло предприятиям Минстройархитектуры, а 39,1% – организациям концерна «Беллесбумпром». Теперь вложения в деревообработку стали заботой Банка раз­вития, а строительство власти пытаются перевести на самофинансирование. Ресурсы для АПК выделяются в основном в рамках государственных про­грамм и иных схем, что позволяет фор­мально не учитывать их в составе господдержки.

Поэтому в текущем году основными получателями гос­поддержки значатся организации, подведомственные Минпрому. На их долю пришлось 84,7% общей суммы (2217,2 млрд. Br). На втором месте – организации, под­ведомственные концерну «Бел­легпром» (7,7%, или 202,5 млрд. Br), на третьем – организации Мин­здрава (2,2%, или 58,6 млрд.), на четвертом – организации, подведомственные Национальной академии наук (1,03%, или 26,9 млрд.). Прочие организации получили 14,9 млрд. Br.

Между тем экономика все острее ощущает недостаток ин­вестиционных ресурсов. По итогам 6 месяцев т.г. объем инвестиций в основной капитал в республике сократился на 19,4% по сравнению с январем–июнем 2015 г. При этом роль государственных ресурсов растет по мере ослабления других источников – особенно собственных средств предприятий и населения, – а также сложностей с привлечением кредитов. Это заметно сказалось на структуре инвестиций в основной капитал (см. диаграмму).

В I полугодии 2016 г. доля средств республиканского бюджета выросла по сравнению с январем–июнем 2015 г. с 4,5 до 7,4%, а их объем – на 30% (в сопоставимых ценах). Правда, доля средств местных бюджетов тут же сократилась с 7,2 до 6,5%, а их объем упал на 31,1%. При этом удельный вес собственных средств организаций снизился с 42,6 до 40,8%, их объем – на 21,9%, кредитов (займов) банков – с 24,3 до 23,4%, а их сумма – на 18,6% (льготных кредитов – на 48,5%). Доля инвестированных собственных средств населения сократилась с 14 до 12,6%, а их сумма – на 31,5%. Одновременно доля иностранных инвестиций выросла с 3,1 до 4,9%, зарубежных кредитов (в т.ч. кредитных линий – с 11,1 до 14,5%, а их объем – на 33,8% и 20,8% соответственно.

Неудачный опыт ряда модернизационных проектов заставляет правительство признать, что гарантированная государственная поддержка отдельных секторов экономики и крупных пред­приятий не стимулирует их к повышению эффективности вложенных средств. Директивное кредитование одних и дискриминация других субъектов хозяйствования в доступе к льготным кредитным ресурсам сдер­живает развитие бизнеса в перспективных секторах экономики. Поэтому в проекте Про­граммы социально-экономического развития на 2016–2020 годы декларируется намерение предоставлять государственную поддержку на кон­курсной основе.

Автор публикации: Кирилл ПРУДНИКОВ