Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
COVID-19
05.05.2020 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №32 (2331) от 05.05.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Полшага вперед. Полгода на восстановление

Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

Около полутора месяцев понадобилось государственным органам, чтобы подготовить первый комплексный антикризисный документ. Указ от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики», как и ожидалось, определил перечень отраслей, сильнее всего пострадавших от пандемии коронавируса, и ввел ряд мер для стабилизации финансового состояния организаций. Если кратко: 6 месяцев можно дышать свободно, а затем исполнять накопленные обязательства.

 

Кому же все-таки помогут?

Помимо анонсированных сфер (туризма, общественного питания, роз­ницы, здравоохранения, образования, транспорта, операций с недвижимостью) по итогам совещания у Президента в перечень включили производство одежды и текстиля, аренду и прокат автомобилей, твор­ческую и спортивную деятельность, бытовые и прочие услуги.

Предостережение, что помощь окажут только тем, кто сейчас спасает себя сам и продолжает деятельность (например, предлагалось под­держать только те рестораны, которые переориентировались на доставку еды), осталось на словах.

Однако поддержка субъектов хозяйствования и ИП в документе определена как право, а не обязанность госорганов, и решать, кому пойти навстречу, а кому нет, будут местные власти. В теории это дол­ж­но продемонстрировать гиб­кость подходов и минимизировать бюрократическую составляющую, чтобы решения принимались здесь и сейчас.

 

Кто именно и чем поддержит бизнес

Указ предоставляет местным властям право на шестимесячную отсрочку с рассрочкой, налоговый кредит по полностью уплачиваемым в местный бюджет налогам и сборам, арендной плате за земельные участки. Подобную поддержку могут получить арендодатели.

Ряд мер касается уплаты НДС, налога на прибыль, подоходного и единого налогов. Введен мораторий на полгода на повышение базовой арендной величины, возможность рассрочки по оплате проданного госимущества, упрощены возможности изменения существенных условий труда работников и проведения госзакупок.

Однако отсутствие четких критериев отбора тех, кому помогут, несет в себе коррупционные риски. Да и пока неясны сама схема действия областных и райисполкомов и сроки принятия ими решений. Бизнес-союзы уже обращают внимание на отсутствие единообразия в толковании норм указа в регионах.

– Вопрос, как это все будет решаться, – считает исполнительный директор Витебской ассоциации нанимателей и предпринимателей Владимир Лукьянов. – Нет порядка, четко регламентированных действий. Отдельные предприниматели пытались обратиться в горисполком с заявками на отсрочку уплаты налогов, но их «заворачивали».

 

«Антикризисные» наказания обещали применять очень редко

Несмотря на то что деловое сообщество ходатайствовало об отмене проверок на время пандемии, документ установил обратное: МАРТ, Минздрав и Госстандарт получили возможность назначать внеплановые проверки для оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства и приостанавливать работу объектов торговли и общепита на срок до 90 дней. Разрешены и проверки бизнеса в течение первых двух лет после регистрации.

Своеобразная антикризисная мера. Первый вице-премьер Дмитрий Крутой объяснил ее появление необходимостью воздействовать на безответственный бизнес и выразил надежду, что она не будет широко применяться. В качестве примера потенциальных нарушителей он привел продавцов медицинских масок и дезинфицирующих средств, повысивших цены на них в разы до введения специального регулирования.

 

Сдержанное разочарование

В Указ вошла меньшая часть предложений, поступивших в госорганы от делового сообщества. Руководитель Витебской ассоциации нанимателей и предпринимателей считает положения документа полумерами, а эмоции представителей малого бизнеса после ознакомления с ним описывает как «сдержанное разочарование».

По мнению председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александра Швеца, бизнес ощутил бы поддержку гораздо сильнее, если бы меры, как и ожидалось ранее, были приняты еще до конца марта: отсрочка по налогам за первый квартал помогла бы сохранить трудовые коллективы.

– Указ принят через несколько дней после даты уплаты квартальных налогов, а от наших предложений там осталась ничтожная часть, – отметил эксперт. – Получается, что весь мир осторожно говорит о начале восстановления экономики лишь к концу следующего года, а нам велено подняться из пепла за полгода.

Председатель высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин обратил внимание на то, что в процессе подготовки Указа деловое сообщество никто с ним официально не знакомил. Также, по его мнению, на сроки принятия решения негативно повлиял бюрократический фактор.

– Вроде бы [работает единая] вертикаль власти, но на деле все прошло очень сложно, – подчеркнул эксперт. – Комитет госконтроля более двух недель согласовывал целый ряд позиций, от каких-то отказывался – заново отправляется по кругу ведомств весь документ, снова согласовывается.

Глава РКП считает, что в условиях пандемии властям необходимо серьезно пересмотреть расходы республиканского бюджета, сделав акцент на экономической и социальной, в первую очередь медицинской, со­ставляющей.

 

Вот займем 6 миллиардов, тогда и поможем!

Вслед за принятием Указа № 143 обещаны еще несколько пакетов мер поддержки бизнеса, содержание которых традиционно не раскрывается. Наиболее определенно пока было сказано о поддержке занятости и возможности временного повышения размера пособия по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума.

Дмитрий Крутой сообщил, что на поддержку экономики и социальной сферы государство планирует по­тратить до 6 млрд рублей. Но бюджет, переформатированием которого сей­час занято правительство, не потянет такую сумму. Для этого планируют привлечь новые внеш­ние займы.

Сейчас разрабатывается проект решения о возврате денег за неиспользованные туристические путевки. Бизнесу также обещают автоматическое продление на 3 месяца срока действия ряда выдаваемых документов, если он истекает в период с 30 апреля по 31 июля 2020 г.

Изначально заявлялось, что поддержка экономики в Беларуси не будет прямой. То есть средства в виде субсидий или в какой-то другой форме никто раздавать не станет. Поддерживался и тезис о том, что в фискальной части можно позволить только налоговый кредит, но никак не каникулы.

Понимая всю сложность ситуации, с которой столкнулись власти и страна в целом, все же хочется обратить внимание: пока частный бизнес ждет заслуженной поддержки, на высшем уровне продолжают приниматься решения о списании долгов госсектору или облегчении его доли другим способом.

Свежий пример – Указ от 24 апреля 2020 г. № 144 освободил ОАО «Стеклозавод «Неман» от уплаты налогов на землю и недвижимость на 24 года. Также заводу предоставлена аналогичная по сроку отсрочка с рассрочкой по погашению банковских долгов. Цель принятия в документе прописана просто: «создание благоприятных условий для стабильного функционирования ОАО». И ничего не говорится о потерях бюджета.

Но о благоприятных условиях сейчас мечтает каждый. Поэтому хочется надеяться, что следующие антикризисные документы выйдут смелее по своему содержанию и возможному эффекту.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by