Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Отрасли и рынки
29.03.2002 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Почему минские хлебопеки завидуют московским?

Не так давно на хлебозаводе-автомате, входящем в структуру РУП "Минскхлебпром", состоялась выездная пресс-конференция. Как положено, хлебопеки показали журналистом товар лицом.

Не так давно на хлебозаводе-автомате, входящем в структуру РУП "Минскхлебпром", состоялась выездная пресс-конференция. Как положено, хлебопеки показали журналистом товар лицом.

Столичным пекарям удалось значительно расширить ассортимент хлебобулочных изделий, и мы это видим и по прилавкам хлебных отделов.

Наиболее полную ассортиментную картину можно лицезреть в фирменном магазине "Каравай", расположенном на столичной площади Победы. Благодаря технологии приготовления заварных хлебов большинство из них, например "Юбилярный", "Броварский" и другие, долго не черствеют. Появились хлебобулочные изделия для больных сахарным диабетом и другими заболеваниями. В "целительные" продукты хлебопеки добавляют йодированную соль, бета-каротин, витамины Е, С, отруби, фруктозу, ксилит и сорбит. Впрочем йодированная соль по рекомендации ученых присутствует абсолютно во всех хлебопродуктах.

"Минскхлебпромом" выпекаются в принципе доступные для потребителей сорта. Не отказываются здесь и от убыточных, но к которым покупатель приучен с детства, например "Бородинского". А вот массовые сорта -- "Белорусский новый", "Формовой", "Подовый", которые составляют 20% производимой продукции, несмотря на расхожее мнение об их убыточности, окупаются. Стоимость хлеба производители регулярно повышают в пределах +1,5% в месяц. Поэтому в ценовой гонке не успевают за поставщиками растительного и сливочного масел, яиц -- составляющих будущего хлеба, цена на которые меняется практически каждую неделю.

Каковы же тенденции развития отрасли? Главная состоит в том, что в целом хлеба стали печь меньше. Если в 1999г. его производили 157 тыс. т, то в 2001г. -- уже 140,8 тыс. т. Причина сокращения выпуска в том, что хлеб перестали скармливать скоту.

В выпечке хлеба, именуемого в народе "черным", используется отечественная рожь и завозная пшеница. Для улучшения его качества стали добавлять клейковину -- ее содержание доходит до 30%. Еще лучше качество было бы при 50--60%, однако цена для населения стала бы неподъемной, считают производители. Осторожничают. В последнее время они увеличили использование отечественной пшеницы. Однако она обладает недостаточными хлебопекарными качествами. Производители закономерно ожидают от селекционеров и хлеборобов более качественных сортов пшеницы.

Минские хлебопеки также занимаются выпечкой тортов, пирожных и мелкоштучных булочных изделий. Нужно сказать, что на рынке этих изделий они испытывают конкуренцию со стороны частных структур. Трезвый расчет руководства РУП "Минскхлебпром" убедил в необходимости реализации собственной программы по закупке мини-пекарен. Открыли 5. Но вцелом производство хлеба оказалось не слишком выгодным бизнесом. На нишу выпечки "черного" хлеба, например, молодой белорусский бизнес не претендовал вовсе. В условиях декларирования цен его не слишком выгодно не только продавать, но и производить: начальная организация производства слишком дорогостояща и окупается медленно. В результате у хлебозаводов "Минскхлебпрома" практически нет конкурентов. Вот и выпекают они 400 т продукции в сутки -- ровно столько, сколько заказывает торговля столицы и близлежащих районов.

Низкая в целом рентабельность порождает общую для отечественных производителей проблему замены устаревшего оборудования. Производится оно только за рубежом. Фирмы-производители дают срок службы закупленным белорусами печам 10 лет. На деле они работают много дольше. Одна -- даже более 20 лет. Стоит одна такая печь 250 тыс. USD, что равно трехмесячной прибыли "Минскхлебпрома". Работоспособность изношенной техники поддерживают постоянными ремонтами, закупая у экспортеров лишь отдельные узлы и детали. Голь, как известно, на выдумки хитра, но экономического благополучия этим не достигнешь.

Таковы реалии. Минские хлебопеки мечтают о повышении рентабельности до уровня рентабельности московских коллег. Там она достигает 30%. Москвичи на подъеме. Они активно закупают новейшее оборудование. Давно забыли о декларировании цен. В Москве их диктует рыночный спрос. Тем не менее правительство Москвы делает периодические финансовые вливания в хлебопромышленное производство. Отечественным производителям хлеба такой поддержки пока никто не предлагал. Они рассчитывают только на себя.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by