Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
11.02.2003 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Переоценка — 2003

Публикуем ответы на вопросы, поступившие в редакцию в ходе заочной прессконференции с читателями

Публикуем ответы на вопросы, поступившие в редакцию в ходе заочной прессконференции с читателями

На предприятии создана рабочая комиссия для перехода на новую амортизационную политику. В то же время необходимо переоценивать основные средства по состоянию на 1.01.2003 г. Каков порядок проведения этих процедур: вначале следует провести переоценку основных средств, а затем переходить на новый порядок начисления амортизации или наоборот?

В соответствии с п.25 Положения о порядке переоценки основных средств организаций по состоянию на 1.01.2003 г., утв. постановлением Минстата от 2002-12-16 г. N 204 (далее -- Положение), для проведения переоценки основных средств на предприятии приказом руководителя создается комиссия. Таким образом, уже созданная на предприятии для перехода на новые условия начисления амортизации комиссия может заняться и переоценкой основных средств.

Временный республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативные сроки их службы, утв. постановлением Минэкономики от 2001-11-21 г. N 186, вступил в силу с 1.01.2002 г. Кроме того, в классификатор постановлением Минэкономики от 2002-09-10 г. N 208 были внесены изменения и дополнения. Перейти на Временный классификатор следовало уже в 2002 г.

В настоящее время свою работу комиссия может построить следующим образом:

1. На первом этапе проверить правильность определения шифров и нормативных сроков службы по каждому инвентарному объекту основных средств с учетом внесенных во Временный классификатор изменений и дополнений.

2. После окончательного установления шифров амортизации провести переоценку основных средств. Дело в том, что при переоценке на 1.01.2003 г. группировка основных средств для определения коэффициента (приложение 1 к Положению) осуществляется на основе шифров Временного классификатора, а не Единых норм амортизационных отчислений, как это было в предыдущие годы. Определить восстановительную и остаточную стоимость каждого объекта на 1.01.2003 г.

3. Оформить результаты работы комиссии по переоценке: заполнить ведомости переоценки основных средств по состоянию на 1.01.2003г. (приложение 2 к Положению); составить акт по результатам переоценки (приложение 3), который подписывают члены комиссии и утверждает руководитель предприятия.

4. Установить сроки полезного использования по каждому инвентарному объекту, участвующему в предпринимательской деятельности (при линейном либо нелинейном способе начисления амортизации), установить ресурсы при производительном способе начисления амортизации. Определить способы начисления амортизации.

5. Рассчитать годовую норму амортизации. После определения восстановительной и остаточной стоимости каждого объекта на 1.01.2003 г. рассчитать годовую сумму амортизации.

6. Оформить результаты работы комиссии: заполнить ведомость перехода на новые условия начисления амортизации по состоянию на 1.01.2003г., составить акт, который подписывают члены комиссии и утверждает руководитель предприятия.

Если работа по переходу на новые условия начисления амортизации была начата на предприятии заблаговременно, то 4 этап можно было провести до переоценки, совместив с первым.

В результате работы комиссии по определению нормативных сроков службы основных средств по Временному классификатору одним объектам присвоили 5-значные шифры, другим -- новые 4-значные. К какой группе при переоценке необходимо относить объекты с четырехзначными шифрами, ведь первые три цифры их шифра в некоторых случаях не совпадают с шифром группы?

Если предприятие выбирает индексный метод переоценки, то для определения коэффициента вначале следует каждый объект основных средств соотнести с Таблицей групп и видов основных средств при их переоценке на 1.01.2003 г. (приложение 1 к Положению). Указанная таблица составлена на основе шифров Временного классификатора. В соответствии с п.15 Положения объекты основных средств как с пятизначными, так и с четырехзначными шифрами включаются при переоценке в те группы, в состав которых они входят согласно Временному классификатору.

Например, во Временном классификаторе в группу "Измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование" (шифр группы 470) входят как объекты с пятизначными шифрами -- 47070, 47071, 47072 и т.д., так и с четырехзначными -- 4502, 4508, 4509 и т.д. И те и другие в Таблице групп и видов основных средств при их переоценке также включаются в группу "Измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование" (шифр группы 470) и переоцениваются по коэффициенту 1,4455 (если уже числились на 1.01.2002 г.).

Следует обращать внимание и на то, что в пределах одной группы для применения более точного коэффициента при переоценке могут быть выделены отдельные виды основных средств. Например, в группе 470 выделены позиции 47013, 47032, 47036, 47038--47040, каждая из которых имеет собственный коэффициент переоценки.

При переоценке некоторых объектов основных средств мы хотели бы воспользоваться услугами оценочной организации. Что должно быть указано в договоре, который мы заключаем с оценщиком? Какие требования нужно предъявлять к экспертному заключению?

Оценщики (организации или индивидуальные предприниматели) оценивают в течение года основные средства в соответствии с различными целями, которые указываются в договоре-заказе на проведение работ по оценке: для определения залоговой стоимости основных средств, стоимости основных средств при их внесении в уставный фонд, для определения цены реализации, для переоценки основных средств, проводимой по решению правительства и т.д.

В договоре, который ваша организация заключает с оценщиком для проведения переоценки, желательно указать ее цель -- переоценка основных средств по состоянию на 1.01.2003 г. в соответствии с постановлением Совмина от 2002-11-29 г. N 1660.

Организация может использовать для переоценки заключения, подготовленные оценщиками и для других целей, если эти заключения датированы декабрем 2002 г. или в них есть запись о том, что восстановительная и остаточная стоимость определена по состоянию на 1.01.2003 г.

Оценка как вид деятельности должна быть указана в учредительных документах (свидетельстве госрегистрации) оценщика. Для оценки транспортных средств во всех случаях требуется лицензия, выданная Министерством транспорта и коммуникаций.

Оценщик определяет стоимость объекта, руководствуясь любым из методов оценки в рамках Международных стандартов оценки. Стоимость объектов при переоценке определяется им без учета налога на добавленную стоимость. По результатам оценки составляется заключение, в котором обязательно должна быть указана восстановительная и остаточная стоимость объекта на 1.01.2003 г. (п.10 Положения).

Сумма амортизации объекта после переоценки может быть указана и в заключении (но не обязательно). Если она не указана, то организация досчитывает ее самостоятельно как разницу между восстановительной и остаточной стоимостью, определенными в заключении.

Следует отметить, что процент амортизации (износа) объекта после переоценки, произведенной оценщиком, может отклониться от процента, сложившегося по данным бухгалтерского учета. Такая возможность предусмотрена п. 24 Положения, поскольку оценщиком определяется фактическое состояние объекта с учетом его физического и морального износа.

Расходы по оплате услуг оценщиков по переоценке основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Алла ЧЕРВА,
главный экономист отдела основных фондов и иностранных инвестиций Минстата
 
*  *  *

Просим дать разъяснение по вопросу переоценки незавершенного строительства в части включения в ведомость переоценки земельного налога.

Постановлениями Совмина устанавливаются коэффициенты к ставкам земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения; земельные участки, предоставленные гражданам в частную собственность, владение и пользование для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, животноводства, сенокошения и выпаса скота, дачного строительства, традиционных народных промыслов и в случае получения по наследству или приобретения жилого дома; земли населенных пунктов, земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, земли лесного и водного фонда.

При составлении актов (справок) о стоимости выполненных работ, как правило, подрядными организациями включаются, а заказчиком оплачиваются налоги и отчисления в соответствии с налоговым законодательством. Земельный налог, отраженный в акте (справке) о стоимости выполненных работ, переоценивается в общей сумме затрат по коэффициентам изменения стоимости строительно-монтажных работ.

Если затраты по земельному налогу не отражены в акте (справке) о стоимости выполненных работ, то применяются индексы к ставкам земельного налога в соответствии с постановлением Верховного Совета от 23.12.92 г. "О внесении дополнения в Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. "О введении в действие Закона Республики Беларусь "О платежах за землю" (постановление Совмина от 3.02.94 г. N 55; постановления Кабинета Министров от 5.01.95 г. N 11 и от 20.02.96 г. N 121; постановления Совмина от 21.01.98 г. N 82; от 24.02.99 г. N 293; от 2000-02-22 г. N 237; 2000-12-28 г. N 2004; от 2002-01-31 г. N 125).

После переоценки на 1.01.2002 г. выявлены ошибки. Как нам поступить при ее проведении на 1.01.2003 г.?

В случаях искажения отчетных данных предприятие вносит все изменения за тот период, где были допущены ошибки. Исправления вносятся во все взаимоувязанные показатели бухгалтерского учета, в государственную статистическую отчетность и соответственно в ведомости проведенных переоценок.

Так, если ошибка выявлена по объему строительно-монтажных работ (затраты другого объекта, выполненные в июне 2001 г.), то необходимо скорректировать объем незавершенного строительства по двум объектам с июня 2001 г. по декабрь 2001 г. После того как внесены изменения, приступаете к переоценке незавершенного строительства и неустановленного оборудования по состоянию на 1.01.2002 г. и 1.01.2003 г.

Заказчик осуществлял строительство объекта до июля 2002 г. Из-за отсутствия финансирования передал функции заказчика другой организации. Кто должен проводить переоценку по состоянию на 1.01.2003 г.?

Затраты, произведенные заказчиком по возведению здания, должны быть переоценены им с момента выполнения работ (производства затрат) до заключения договора о передаче функций заказчика (застройщика), т.е. по состоянию на 1.01.2002 г. Организация, принявшая функцию заказчика, проводит переоценку незавершенного строительства и неустановленного оборудования по состоянию на 1.01.2003 г. и отражает ее результаты в бухгалтерском учете в установленном порядке и в годовых статистических отчетах в соответствии с Положением о порядке переоценки незавершенного строительства и неустановленного оборудования по состоянию на 1 января 2003 г. (пункты 2 и 22 Положения).
 
Тамара ОСАДЧАЯ,
начальник отдела сводных работ главного управления статистики инвестиций, строительства и ЖКХ Минстата
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений