Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пенсионный туман. Похож на обман

Проекты законов "Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь", "О государственных страховых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении" проходят последнюю обкатку в коридорах власти. Если будет получено "добро" Администрации Президе...
Проекты законов "Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь", "О государственных страховых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении" проходят последнюю обкатку в коридорах власти. Если будет получено "добро" Администрации Президента, проекты законов будут направлены в Палату представителей на формальное одобрение. Власти идут по социально очень тонкому льду. Они предлагают повысить пенсионный возраст, сократить количество льготников, но не гарантируют роста пенсии. Вероятность увеличения социальных налогов для всех категорий работающих как никогда высока.

Номинально вы богаты. А реально?

Правительство не перестает говорить о пенсионном страховании, хотя речь идет об обычном изъятии денег в виде налога от одной социальной группы и передаче этих средств другой (пенсионерам). Страхованием здесь и не пахнет. 2,62 млн. белорусских пенсионеров всю трудовую жизнь платили так называемые страховые взносы в надежде, что им после выхода на пенсию будут платить сумму, адекватную их взносам. Но сегодня связь между объемом уплаченных в систему налогов и размером получаемой пенсии весьма условна. Предложенная пенсионная реформа ситуацию кардинально не меняет, потому что она направлена на перераспределение финансовых потоков внутри монопольной государственной системы. Присвоение каждому работающему человеку индивидуального социального номера, т.е. попытка персонификации уплачиваемых пенсионных налогов бессмысленна, если нет другой части реформы -- реальных, а не номинальных, индивидуальных накопительных счетов. Красивая пластиковая пенсионная карточка не затмит горькую правду: реальных денег на счетах граждан нет и не будет. Пенсионеры по-прежнему будут получать пенсии за счет текущих платежей работающих. "Доход" по номинальным вкладам определяется исходя из следующих факторов: 1) рост производительности труда; 2) прогноз темпов роста экономики в средне- и долгосрочной перспективе и в период выплаты пенсии; 3) рост базы взносов; 4) демографическое положение и размер рабочей силы. Белорусской экономике без системных реформ, привлечения иностранных инвестиций и кардинальной реструктуризации производственной базы не добиться роста производительности труда, высоких темпов экономического роста и базы взносов. А демография у нас такая, что впору за голову хвататься. В 1990г. родилось 142,2 тыс. детей, а в 2001г. -- только 91,7 тыс. Доля лиц старше 65 лет в Беларуси почти в два раза выше критериев ООН, по которым определяется стареющее население. К 2020г. доля людей старше 60/55 лет (сегодняшний пенсионный возраст мужчин и женщин) составит 28%. К 2005 году (это без учета безработных) на 100 пенсионеров будет приходиться 156 работающих.

Пирамидальная конструкция

Во многих частных пенсионных фондах разных стран мира доходность по вкладам доходит до 11%. Фонд социальной защиты Беларуси не имеет возможности инвестировать пенсионные средства населения. Управляемые ими деньги приносят "застрахованным" гражданам не доход, а только убытки. Поэтому предлагаемая пенсионная реформа направлена не на то, чтобы сделать будущих пенсионеров богаче, а для того, чтобы хоть как-то погасить сегодняшний пенсионный кризис и выполнить текущие обязательства.

Фонд защиты работает "с колес": поступающие средства тут же выплачиваются пенсионерам. Как пишут сами авторы проектов, "задолженность по уплате страховых взносов составляет 138 млрд. руб., или почти 70% потребностей на выплату пенсий". За счет увеличения пенсионного возраста в течение первого года планируется накопить 1,1% от годовой суммы всех расходов на пенсии (около 26,4 млрд. руб.). За счет более позднего выхода на пенсию, возможно, будет сэкономлено еще 6 млрд. руб. в год. Уменьшение размера пенсий работающим пенсионерам, по мнению Министерства труда и социальной защиты, сэкономит Фонду еще 170 млрд. руб. Очевидно, что данных денег явно не хватит, чтобы значительно увеличить пенсии, тем более превратить Фонд соцзащиты в современный инвестиционный институт. Как до, так и после предложенной реформы говорить о доходности "страховых" вкладов не приходится. Концентрируясь на первом уровне пенсионного обеспечения, Совмин полностью игнорирует развитие второго, т.е. накопительной системы индивидуальных пенсионных счетов.

Государственная пенсионная пирамида

Правительство предлагает сохранить собственную монополию на рынке пенсионных услуг, поступая при этом как и любой монополист: повышает затраты, ужесточает условия для потребителей и снижает качество услуг. Оно решило действовать грубо.

Простые "хирургические" решения принесут лишь краткосрочную выгоду. Задействован принцип пирамиды: раз не хватает денег, надо: а) повысить пенсионный возраст; б) увеличить налоги; в) упразднить многие льготы; г) сократить выплаты для работающих пенсионеров. Все эти меры на некоторое время расширяют основание пирамиды, но не меняют принципа ее построения. Статья 17 проекта закона "О государственном пенсионном страховании и государственных страховых пенсиях" устанавливает, что в течение 10 лет ежегодно пенсионный возраст для мужчин будет увеличиваться на 3 месяца, для женщин -- на 6 месяцев и доведен до 62 с половиной лет и 60 лет соответственно. Статья 47 предусматривает, что после выхода на пенсию работающий пенсионер будет получать только 50% пенсии. Сегодня в Беларуси продолжает работать около 480 тыс. пенсионеров, из них 382 тыс. -- в возрасте до 65 лет. Объем их пенсий составляет 37 млрд. в месяц. Правительство собирается урезать пенсии этим людям, считая, что пенсия 42 USD (по данной категории) -- это слишком много. Статьи 20, 59 сокращают количество льготников и ужесточают правила предоставления льгот. Проект закона предлагает также определенные стимулы для тех людей, которые решат отложить свой выход на пенсию на несколько лет. В рамках существующей системы все эти меры логичны и понятны. Если с 1990г. численность пенсионеров увеличилась на 10,9%, а численность занятых уменьшилась на 13,9%, если при этом дается указание сохранить принципы советского пенсионного обеспечения, то Минтруда и соцзащиты не может не предложить увеличения пенсионного возраста или повышения социальных налогов. Но, будучи профессионалами, его специалисты должны были бы заявить о последствиях таких мер как для реального сектора, так и для тех людей, которым сегодня 18--45 лет и которые еще надеются получить достойную пенсию.

Меньше работаешь -- больше получаешь

Хотя Минтруда и соцзащиты и утверждает, что в ближайшее время не планируется увеличение социальных налогов, его же расчеты говорят о том, что данная мера не за горами, особенно если будут выполняться параметры Программы социально-экономического развития РБ на 2001--2005 годы. Напомним, что согласно этому документу соотношение средней пенсии и средней зарплаты (уровень замещения) должно вырасти с 43% в 2002г. до 46% в 2005г. при сохранении сегодняшнего размера отчислений на пенсионное страхование в 28%, фактически складывающегося в рамках единого страхового тарифа (35,4%) на все виды социального страхования. Чтобы поднять пенсии, надо увеличить данный тариф с 28 до 32,7%, что означало бы рост социального налога более чем на 40 процентных пунктов.

Хотя эти лукавые показатели явно придуманы для того, чтобы замаскировать реальную налоговую нагрузку на фонд зарплаты, скрыть очевидное невозможно. Ежемесячно на выплату пенсий необходимо около 200 млрд. руб., из которых 165 млрд. -- на пенсии по возрасту. Чудес не бывает, без увеличения социального налога Фонду будет еще трудней выплачивать пенсии. Кроме того, государству не обойтись без перераспределения ныне существующих льгот по уплате пенсионных страховых взносов.

Отметим еще один важный момент, который касается перераспределения ресурсов. В середине 2002г. средняя минимальная пенсия по возрасту была 55,5 тыс. руб., максимальная -- 128,9 тыс. Уравниловка в этой сфере просто поражает. Мы наблюдаем полное воплощение в жизнь видоизмененного принципа: "Кто не работает, тот ест". Чем выше была ваша зарплата в течение рабочей карьеры, тем ниже будет пенсия. Соотношение средней пенсии человека с высоким заработком к его средней зарплате составляет только 16%. Если вы зарабатывали 300 USD в месяц, платили большие налоги в надежде на высокую пенсию, то вы просто не учли перераспределительный характер белорусской пенсионной монополии. Ваша пенсия будет только 48, а не 126 USD (по среднему уровню замещения по стране). Если же вы зарабатывали мало, предпочитая легкую ленивую прогулку по жизни, не утруждали себя заботами о получении высшего образования, не рвались на высокооплачиваемые должности, то при зарплате в 80 USD пенсия у вас будет при среднем коэффициенте замещения 34 USD. При минимальной пенсии, которую обеспечивает совсем маленький стаж, размер пенсии превышает размер зарплаты в 2,82 раза. Так что если ваша официальная зарплата за трудовую карьеру была всего 30 USD, то в существующей белорусской системе ваша пенсия может превышать 80 USD.

БЕДНОСТЬ НА СТАРОСТИ ЛЕТ Размер пенсий в Беларуси*
============================================================
Размер в USD   Число пенсионеров,  Доля от общего
               получающих данный   числа пенсионеров в %
               вид пенсии       
            
-----------------------------------------------------------              
До 13                     10983      0,4
От 13 до 19               18216      0,7
От 19 до 26               85094      3,4
От 26 до 32              191484      7,7
От 32 до 39              278839     11,2
От 39 до 45              281556     11,3
От 45 до 52              369372     14,8
От 52 до 58              301279     12
От 58 до 65              467306     18,7
От 65 до 71              278411     11,2
От 71 до 77               87382      3,5
От 77 до 84               41602      1,7
От 84 до 90               19929      0,8
До 32 (1 в день на
       человека --
       черта бедности
       по ООН)            305777    12,3
До 58 (2 в день на
       человека --
       черта бедности
       МВФ и Всемирного
       банка)            1235544    49,6
============================================================

* Кроме пенсионеров, служивших в вооруженных силах, КГБ и МВД.