Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38(2732) от 24.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.205
EUR:
3.4758
RUB:
3.5495
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Паспорта, доверенности, совершение сделок: что изменилось для белорусов, живущих за границей

Фото: Depositphotos.com

Граждане Беларуси, проживающие за рубежом, больше не смогут обменять белорусский паспорт или продлить срок его действия в посольствах и консульствах. Также нельзя будет оформить за границей доверенность на представление своих интересов при совершении сделок и ряда административных процедур.

Изменения в правила выдачи документов, удостоверяющих личность, а также в перечень консульских действий и условия выполнения ряда административных процедур внесены Указом от 04.09.2023 № 278 «О порядке выдачи документов и совершения действий» (далее – Указ № 278).

Этим нормативным актом определены перечни:

– нотариальных действий, которые вправе совершать дипломатические агенты дипломатических представительств и консульские должностные лица консульских учреждений РБ;

– административных процедур, заявление об осуществлении которых гражданин может подать либо лично, либо через своего представителя на основании доверенности, оформленной исключительно в Беларуси.

Кроме того, Указом № 278 вносятся существенные изменения в ряд иных НПА, регулирующих выдачу, обмен и продление действия паспортов белорусских граждан.

Какие нотариальные действия оставили за загранучреждениями

Уполномоченные сотрудники посольств и консульств смогут осуществлять следующие нотариальные действия:

1) удостоверять:

– завещания, согласия, отказы;

– факты нахождения гражданина в живых и нахождения его в определенном месте;

– тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

– время предъявления документов;

– доверенности, выдаваемые работниками дипмиссий или торгпредств Беларуси, представителями госорганов, членами их семей, иными лицами, перечень которых определит Совмин, а также отмену таких доверенностей;

2) свидетельствовать:

– верность копий документов и выписок из них;

– подлинность подписи на документах;

– верность перевода документов с одного языка на другой;

3) выдавать дубликаты нотариальных документов, экземпляры которых хранятся в посольствах и консульствах.

Как видим, полномочий на удостоверение доверенностей, выдаваемых иными белорусскими гражданами, помимо сотрудников дипмиссий, госорганов и членов их семей, у загранучреждений больше нет.

Когда нужна доверенность, оформленная в Беларуси

Согласно Указу № 278 только при личном обращении собственника имущества либо на основании доверенности, оформленной в РБ, возможны нотариальное удостоверение и госрегистрация (удостоверение) следующих договоров:

– об отчуждении, залоге недвижимого имущества;

– об отчуждении механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин, подлежащих госрегистрации и гос­учету;

– иных договоров или сделок об отчуждении имущества.

Напомним, что под отчуждением имущества в гражданском законодательстве понимаются не только купля-продажа, но также дарение и обмен.

Таким образом, распорядиться имуществом, оставшимся на родине, находящиеся за пределами страны белорусы смогут либо лично, либо предварительно оформив в РБ доверенность на своего представителя, для чего, опять же, необходимо приехать в Беларусь.

Кроме того, личное присутствие гражданина или оформленная в РБ доверенность на его представителя понадобятся для осуществления ряда административных процедур, входящих в перечень, утв. Указом от 26.04.2010 № 200 (далее – перечень админпроцедур). В их числе:

1) принятие решений:

– о разрешении отчуждения жилого помещения, доли в праве собственности на него, приобретенных с использованием средств семейного капитала, до истечения 5 лет со дня госрегистрации права собственности на них;

– о назначении семейного капитала и досрочном распоряжении им;

2) выдача:

– повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния;

– справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния, и извещений об отсутствии такой записи (за исключением справок о смерти);

– дубликатов документа об образовании, об обучении;

– пропуска на право внеочередного въезда на территорию пунктов пропуска через госграницу РБ;

3) регистрация по месту жительства (месту пребывания) граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РБ;

4) государственная регистрация:

– транспортных средств (за исключением тракторов, прицепов и полуприцепов к ним), а также снятие их с учета;

– земельных участков, жилого дома либо квартиры и иной недвижимости;

5) проставление апостиля на официальном документе, составленном на территории РБ, при обращении лица, находящегося в Беларуси;

6) легализация официального документа в РБ.

Как пояснили в МИД, апостиль по-прежнему будет проставляться в одном из компетентных органов (МИД, Минобразования, Минюст и главные управления юстиции Мингорисполкома и облисполкомов). При этом подача документов для проставления апостиля возможна только лично владельцем документа либо его представителем при предъявлении доверенности, оформленной в Беларуси.

Выдача и обмен паспортов и ID-карт – только на родине

В официальном комментарии к Указу № 278 МИД подтвердил: белорусские загранучреждения более не уполномочены заниматься вопросами выдачи, обмена и продления всех видов паспортов и идентификационных карт. Соответствующие полномочия дипмиссий и консулов исключены из Консульского устава Республики Беларусь, утв. Указом от 19.02.1996 № 82, Положения о документах, удостоверяющих личность, утв. Указом от 03.06.2008 № 294, перечня админпроцедур и иных НПА. Указанные действия можно осуществить только в Беларуси.

Так, обратиться за получением (обменом) белорусского паспорта старого образца гражданин, выехавший для проживания за пределами РБ, сможет только в подразделение по гражданству и миграции УВД по месту последней регистрации по месту жительства (далее – ОВД).

Получить и обменять биометрический паспорт уехавшие из страны белорусы вправе в ОВД или главном консульском управлении МИД.

ID-карту проживающие за границей граждане РБ могут получить впервые в МИД, а обменять или получить новую в случае утраты (хищения) прежней – в ОВД или МИД.

Обратим снимание, что ликвидируется и возможность продлить срок действия паспорта гражданина, временно выехавшего из Беларуси и подтвердившего необходимость длительного пребывания за пределами страны.

Таким образом, исходя из смысла нововведений Указа № 278, если у длительно проживающего за рубежом гражданина РБ истек срок действия паспорта, въехать в страну он сможет только на основании свидетельства на возвращение, которое выдается для однократного въезда диппредставительством или консульством.

Указ № 278 начал действовать с 7 сентября 2023 г. При этом обращения по затрагиваемым им вопросам, поданные в загранучреждения до его вступления в силу, должны быть рассмотрены в ранее действовавшем порядке.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений