Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отсутствие ценника на товар

Фото: atmagro.ru

Какая ответственность предусмотрена для работников торгового предприятия за отсутствие ценников на товар в магазине?

Статьей 7 Закона от 9.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (в ред. Закона от 13.06.2018 № 111-З; далее – Закон № 90-З) установлено, что информация о товарах в обязательном порядке должна содержать наименование, цену товара, сорт и т.п. Такая информация в соответствии с нормативными предписаниями Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703 (ред. от 17.10.2016; далее – Правила),  доводится продавцом до сведения потребителей посредством ценников (прей­скурантов), оформленных в установленном порядке.

В целях защиты прав потребителей ст. 16 Закона № 90-З предусмотрена гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) за предоставление недостоверной информации о товаре.

В соответствии с п. 22 Правил продавец обязан обеспечить наличие ценников на товары с указанием наименования товаров, их сорта, массы и меры товаров, цены товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страны происхождения товаров, даты оформления ценника.

Невыполнение указанных требований является нарушением правил торговли и согласно ч. 1 ст. 12.17 КоАП влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (БВ). При повторном нарушении Правил в течение одного года после наложения административного взыскания штраф за такое же нарушение возрастает и колеблется в диапазоне от 10 до 30 БВ.

Приведем пример. Председателем областного суда был рассмотрен протест прокурора на постановление районного суда по делу об административном правонарушении (на продавца на основании ч. 1 ст. 12.17 КоАП был наложен штраф в размере 1 БВ).

Проверив материалы дела, председатель пришел к выводу, что постановление судьи подлежит отмене, а дело – направлению на новое судебное рассмотрение.

Районный суд не учел, что за совершение в течение года после наложения административного взыскания такого же правонарушения повторно деяние продавца надлежало квалифицировать по ч. 3 ст. 12.17 КоАП.

Субъектом правонарушения является физическое лицо – работник субъекта предпринимательской деятельности, осуществляющего тор­говлю или оказание услуг населению (в т.ч. должностные лица), по чьей вине допущено нарушение правил торговли или оказания услуг населению, а также физическое лицо, осуществляющее торговлю на рынке.

Таким образом, по ст. 12.17 КоАП к административной ответственности привлекается физическое лицо, т.е. работник юридического лица, на которого возложены функции по оформлению цен­ников.

Протоколы по данной статье имеют право составлять уполномоченные должностные лица: органов внутренних дел; органов Комитета госконтроля; сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах; органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов; Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте (за правонарушения, связанные с торговлей озерно-речной рыбой, мясом диких животных, дикорастущими растениями и их частями).

Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают суд и органы Комитета госконтроля.

Административное взыскание может быть наложено не позднее трех лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

P.S. Следует обратить внимание на то, что с 21.02.2019 вступают в силу изменения и дополнения в Правила (они утверждены постановлением Совмина от 14.11.2018 № 824). Наряду с другими поправками корректировка затронула также требования к ценнику.

Если сегодня согласно п. 1 Правил ценником называется бумажный или иной носитель, средство доведения до покупателя информации о товарах, продукции общественного питания и их ценах, то вступающая с 21.02.2019 в действие новая редакция Правил содержит более объемную расшифровку этого термина: ценник – это «бумажный или иной визуально доступный для покупателей носитель информации, в т.ч. с электронным отображением информации, использованием грифельных досок, стендов, световых табло, используемый как средство доведения до покупателей информации о товарах, продукции общественного питания и их ценах».

Продавец обязан (п. 21 новых Правил) обеспечить наличие ценников на товары с указанием их наименования, сорта (при его наличии), количества, цены за единицу количества товаров или единицу товаров, страны изготовления товаров, если иное не установлено Правилами. По усмотрению продавца в ценнике может указываться иная информация.

Согласно п. 23 Правил при размещении пищевых продуктов в холодильном оборудовании, продаже товаров в киосках, палатках, неизолированных торговых объектах, автомагазинах, с использованием передвижных средств разносной торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины, иные приспособления) допускается вместо ценников выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием информации, перечисленной в п. 21.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений