Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Открываем интернет-магазин

Организация, осуществляющая оптовую и розничную торговлю бытовыми товарами в торговых объектах, планирует открыть интернет-магазин.

Рассмотрим, что для этого необходимо сделать и как в последующем вести бухучет в интернет-магазине.

Создание (приобретение) и регистрация сайта

Интернет-магазин – это информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (п. 8 ст. 1 Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон № 128-3).

Согласно п. 3 Закона № 128-З субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет только через ин­тернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством РБ.

Поэтому организация, принявшая решение открыть интернет-магазин, должна создать свой информационный ресурс – сайт. В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, утв. приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте от 18.06.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47), сайт должен иметь адрес – доменное имя (домен), которое является символьным (буквенно-цифровым) обозначением, сформированным согласно установленным правилам и соответствующим определенному сетевому адресу (IP-адресу). Адрес нужно зарегистрировать в национальной доменной зоне («.by» или «.бел»). Для регистрации доменного имени организация заключает договор с регистратором и осуществляет оплату. Регистратор – юридическое лицо РБ, оказывающее услуги по регистрации доменных имен в национальном сегменте сети Интернет (п. 2 Ин­струкции № 47).

Регистрация интернет-магазина в Торговом реестре

Розничная торговля по образцам производится на основании Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31 (далее – Правила № 31).

Розничная торговля по образцам осуществляется без (вне) торгового объекта – путем представления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин.

При открытии интернет-магазина торговой ор­ганизации следует учесть, что в соответствии с п. 6 Правил № 31 не допускается продажа по образцам без (вне) торгового объекта, в т.ч. через интернет-магазин:

– ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота и сусального серебра, драгоценных камней;

– пиротехнических изделий;

– лекарственных средств;

– биологически активных добавок к пище;

– специализированной пищевой продукции для питания спортсменов;

– ветеринарных средств;

– оружия и патронов к нему;

– алкогольных напитков;

– семян мака;

– табачных изделий.

В соответствии с п.п. 11, 23 Положения о Торговом реестре Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 23.12.2014 № 1227, до начала осуществления интернет-торговли организация обязана представить для включения ее в Торговый реестр Республики Беларусь сведения о субъекте торговли, субъекте общественного питания, юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, создавших торговый центр или рынок (далее, если не указано иное, – заявитель), включая, в частности:

– полное наименование юр. лица, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ИП;

– учетный номер плательщика юр. лица, ИП;

– регистрационный номер в Едином государственном регистре юр. лиц и ИП;

– наименование регистрирующего органа, дату госрегистрации юр. лица, ИП, а для юр. лиц и ИП, зарегистрированных до 1 февраля 2009 г., также номер решения регистрирующего органа;

– место нахождения юр. лица, место жительства ИП;

– номера контактных телефонов, номер факса, наименование сайта, адрес электронной почты юр. лица, ИП (при их наличии);

– информацию о руководителе юр. лица (ином лице, уполномоченном в соответствии с учредительными документами действовать от имени юр.  лица).

При осуществлении интернет-торговли в Торговый реестр дополнительно включаются следующие сведения:

– виды торговли;

– формы розничной торговли без (вне) торговых объектов;

– доменное имя сайта интернет-магазина, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством (при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин);

– реализуемые классы, группы и (или) подгруппы товаров в соответствии с перечнем товаров розничной и оптовой торговли, утверждаемым Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

Для регистрации организацией подается заявление о включении в Торговый реестр сведений об интернет-магазине по форме согласно приложению 8 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) от 05.06.2018 № 46 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2018 г. № 351».

Ранее к нему прилагалось заявление о согласовании режима работы, по форме согласно приложению 21 к постановлению Минторга от 24.12.2014 № 41, которое утратило силу 12.07.2018.

В настоящее время следует руководствоваться тем, что согласно подп. 4.1 п. 4 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности: в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения самостоятельно устанавливают режим работы принадлежащих им розничных торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, режим работы без (вне) торговых объектов, объектов бытового обслуживания, торговых центров, рынков без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и обе­спечивают его соблюдение. Исключение составляет режим работы таких объектов после 23:00 и до 7:00, который подлежит согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения таких объектов.

В случае положительного решения и внесения сведений в Торговый реестр субъекту торговли выдаются либо направляются по почте в виде электронных документов посредством ОАИС уведомление о внесении сведений в Торговый реестр и документ об установлении режима работы. При отказе в регистрации также высылается уведомление.

Размещение обязательной информации на сайте интернет-магазина

В соответствии с п. 7 и 8 Правил № 31 на главной странице сайта интернет-магазина в обязательном порядке должна размещаться информация, содержащая следующие сведения:

– наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца;

– режим работы;

– информацию о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию), если вид деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию;

– информация о его месте нахождения;

– о способах оплаты товара;

– дата регистрации интернет-магазина в Торговом реестре;

– если продавцом является ИП – также информацию о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его госрегистрацию в качестве ИП, месте жительства.

Кроме того, на сайте интернет-магазина должна быть размещена информация о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром, образцы таких документов и порядок их оформления.

Заключение договора купли-продажи

Продажа товаров через интернет-магазин осуществляется посредствам заключения договора розничной купли-продажи.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, либо лицо, осуществляющее ремесленную деятельность или разовую реализацию товаров на рынке, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договор розничной купли-продажи является публичным договором.

Оформление документов при реализации товара

Документом, подтверждающим факт приобретения покупателем товара (выполнения работы, оказания услуги), являются:

– кассовый (товарный) чек;

– квитанция к приходному кассовому ордеру;

– квитанция к отрывному талону;

– надлежащим образом оформленный техпаспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя;

– иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения товара (сроке выполнения работы, периоде оказания услуги), продавце (исполнителе), оформленный в порядке, утверждаемом МАРТ, если иной порядок не предусмотрен законодательством (абз. 4 ст. 1 Закона от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90-З)).

В рознице, как правило, документом, подтверждающим приобретение товара, является кассовый чек (ст. 1 Закона № 90-З).

Кроме того, пунктом 1 постановления Минторга от 08.05.2014 № 19 «О порядке оформления документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь» установлено, что иной документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги):

– оформляется продавцом (исполнителем) в письменном виде;

– должен содержать наименование (фирменное наименование) продавца (исполнителя), а если продавцом (исполнителем) является ИП – его фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование товара (работы, услуги), дату приобретения товара (срок выполнения работы, период оказания услуги), стоимость товара (работы, услуги);

– подписывается лицом, непосредственно осуществившим продажу товара (выполнение работы, оказание услуги).

Таким образом, при продаже товара покупателю, в т.ч. через интернет-магазин, покупателю должен выдаваться документ, подтверждающий факт приобретения им товара.

В соответствии со ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению ПУД, содержащим следующие сведения:

– наименование документа, дату его составления;

– наименование организации, фамилию и инициалы ИП, являющегося участником хозяйственной операции;

– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

ПУД могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Следовательно, для отражения стоимости реализованного товара в бухучете организации отгрузка (передача) этого товара покупателю должна быть подтверждена ПУД, содержащим вышеуказанные сведения.

Такими документами могут быть, в частности:

– товарный чек, содержащий сведения, указанные в ст. 10 Закона №57-3.

– накладные ТТН-1 и ТН-2 (п. 1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной на­кладной и товарной накладной, утв. постановлением Минфина от 30.06.2016 № 58).

По поводу использования и оформления интернет-магазином накладных следует учесть разъяснения, изложенные в Письме МНС от 13.03.2017 № 8-2-9/469/15-1-17/104/07-01-15/247к, Минфина от 13.03.2017 № 8-2-9/469/15-1-17/104/07-01-15/247к, МАРТ от 13.03.2017 № 8-2-9/469/15-1-17/104/ 07-01-15/247 к «О порядке оформления накладных при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин»:

«…перевозка реализуемых посредством интернет-магазина товаров, в том числе являющаяся в соответствии с нормами Закона автомобильной перевозкой для собственных нужд, осуществляется с оформлением товарно-транспортной накладной. В соответствии с пунктом 3 Инструкции № 58 при оформлении товарно-транспортной на­кладной (форма ТТН-1) в строках «Пункт погрузки» и «Пункт разгрузки» указывается адрес (месторасположение) пункта погрузки и разгрузки соответственно. При этом нормы Инструкции № 58 не содержат конкретных требований к элементам адресов пунктов погрузки и разгрузки.

…при осуществлении одновременной доставки товаров нескольким покупателям – физическим лицам, приобретающим такие товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, расположенным по разным адресам в пределах одного населенного пункта, с использованием одного автотранспортного средства (как непосредственно организацией (индивидуальным предпринимателем) – продавцом интернет-магазина, так и привлеченным им перевозчиком) может оформляться одна товарно-транспортная накладная на весь одновременно перевозимый в пределах одного населенного пункта для реализации (доставки) товар. При этом при доставке товаров с оформлением товарно-транспортной накладной (форма ТТН–1) в строке «Пункт разгрузки» в качестве адреса может указываться только наименование населенного пункта (например, г. Минск, г. Червень, г.п. Вороново и т.п.) без указания точного адреса (месторасположения). В случае одновременной доставки товара в разные населенные пункты (к примеру, с использованием одного автотранспортного средства осуществляется одновременная доставка товара в г. Минск, п. Сокол и п. Ждановичи) организацией (ИП) – продавцом интернет-магазина оформляются отдельные накладные в адрес каждого населенного пункта. В строке «Грузополучатель» следует указывать наименование и адрес организации (фамилию, инициалы, адрес места жительства ИП), осуществляющей перевозку (доставку).

При осуществлении доставки товаров одному покупателю – физическому лицу, приобретающему такие товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, в строке «Пункт разгрузки» в качестве адреса может указываться только наименование населенного пункта (например, г. Минск, г. Червень, г.п. Вороново и т.п.) без указания точного адреса (месторасположения) покупателя – физического лица. В строке «Грузополучатель» следует указывать наименование и адрес организации (фамилию, инициалы, адрес места жительства индивидуального предпринимателя), осуществляющей перевозку (доставку).

В том случае, если приобретенные покупателем – физическим лицом в интернет-магазине товары доставляются ему без использования автотранспортного средства, должна оформ­ляться товарная накладная формы ТН-2 в порядке, аналогичном порядку оформления товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, изложенному в настоящем письме».

Порядок отражения реализации товара в бухучете

Бухучет поступления и реализации товаров посредством интернет-торговли ведется в соответствии с Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50), Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09. 2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11 2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).

В соответствии с п. 3 Инструкции № 133 товары относятся к запасам. Приобретенные товары для реализации оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать приобретенные товары по розничным ценам.

Согласно п. 32 Инструкции № 50 информации о наличии и движении товаров отражается на сч. 41 «Товары», к которому могут быть открыты субсчета:

41-1 «Товары на складах»;

41-2 «Товары в розничной торговле».

На сч. 42 «Торговая наценка» отражаются торговые наценки (скидки, надбавки) на товары, налоги, включаемые в цену товаров, если учет товаров ведется по розничным ценам (ч. 1 п. 33 Инструкции № 50).

Принятие к бухгалтерскому учету поступивших товаров отражается (ч. 9 п. 32 Инструкции № 50):

Д-т сч. 41 «Товары» – К-т сч.сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 42 «Торговая наценка» (при учете товаров по розничным ценам), 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 98 «Доходы будущих периодов» и др.

Согласно абз. 6 п. 2 Инструкции № 102 доходы признаются в бухучете по методу начисления, согласно которому отражение хозяйственных операций производится в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.

Исходя из условий, определенных ч. 1 п. 17 Инструкции № 102, специфики осуществляемой деятельности, условий заключенных договоров организации самостоятельно определяют дату признания выручки от реализации товаров, которую закрепляют в учетной политике. При этом установленная организацией дата не может быть позднее даты передачи покупателю рисков и выгод, связанных с правом собственности на товары (ч. 2  п. 17 Инструкции № 102).

При интернет-торговле товарами такой датой является день передачи товаров покупателю. В бухучете на эту дату отражается выручка от реализации товаров:

Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 57 «Денежные средства в пути» (при расчетах банковской пластиковой картой), 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг») (п. 22 Инструкции № 102).

Стоимость реализованных товаров при отражении в бухучете выручки от их реализации списывается:

Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» – К-т субсч. 41-2 (п. 32 Инструкции № 50).

В учете организации приобретение и реализация товара через интернет-магазин (в случае учета движения товара в продажных ценах) отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета

Кредит счета

Хозяйственная операция

41-2

60

Отражена стоимость приобретения товара

18

60

Отражен НДС, предъявленный поставщиком

68-2

18

Предъявленный НДС принят к вычету

41-2

42-1

Отражена начисленная торговая надбавка к цене приобретения

41-2

42-3

Отражен НДС в розничной цене

50, 51, 57, 62

90-1

Выручка от реализации товара

90-2

68-2

Исчислен НДС с выручки

90-4

41-2

Списана стоимость реализованного товара по розничной цене

90-4

42-1 сторно

На сумму реализованной торговой надбавки

90-4

42-2 сторно

На сумму НДС в стоимости реализованного товара

 

Порядок расчетов с покупателями

Согласно Правилам № 31 оплата товаров при торговле по образцам осуществляется в форме наличного или безналичного расчета в установленном порядке.

При торговле по образцам через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый в интернет-магазине товар путем дистанционного перечисления денежных средств.

Согласно Правилам № 31 дистанционное перечисление денежных средств – расчеты в наличной или безналичной форме посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (АИС «Расчет»), мобильного и интернет-банкинга, с использованием банковских пластиковых карточек, через кассы банков и объектов почтовой связи, наложенным платежом при до­ставке товаров по почте, посредством иных платежей, которые обеспечивают поступление средств за оплату товара на расчетный счет продавца.

В соответствии с п. 35 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16, юридические лица и ИП при осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место обязаны принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования.

Это значит, что в любом случае (и при расчетах банковской пластиковой картой, и отражением суммы расчета по терминалу) кассир обязан отразить приход денег в кассу через имеющееся при нем кассовое оборудование.

Система налогообложения интернет-магазина

Согласно подп. 5.2 п. 5 Декрета № 7 с 01.01.2018 субъекты хозяйствования, осуществляющие роз­ничную торговлю через интернет-магазин, оказывающие (предоставляющие) посредством информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет услуги (права), связанные с размещением на ресурсе информации о субъекте торговли или о продаже им товаров, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина или адресацию (гиперссылку) на него, вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН) в порядке и на условиях, определенных гл. 34 НК.

Таким образом, наряду с общей системой налогообложения, субъекты хозяйствования, осуществляющие интернет-торговлю, с 1.01.2018 г. имеют право применять и УСН.

Выбор за организацией!

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by