Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

От господдержки МАЗ до финансирования театров обсудили на совещании у главы государства

Фото: maz.by

Четыре проекта указов стали темой очередного совещания с правительством: о совершенствовании системы обслуживания бюджетных организаций, финансировании государственных театров, изменении механизма присоединения низкоэффективных сельхозорганизаций к прибыльным предприятиям, а также об оказании государственной поддержки МАЗ.

Система обслуживания госорганизаций пройдет экзамен на эффективность

В ходе обсуждения проекта указа по расширению функций центров, обслуживающих бюджетные организации, министр финансов Юрий Селиверстов напомнил присутствующим, что в 2020 г. в Беларуси создали специальные центры по обслуживанию бюджетных организаций, которым централизованно передали функции ведения бухучета, снабжения, техобслуживания организаций и т.д. Сейчас в стране работает 181 такой центр, обслуживающий более 9 тыс. госорганизаций. Теперь в соответствии с проектом указа правительство предлагает увеличить количество организаций, которые должен обслуживать каждый центр, и расширить перечень услуг, которые они вправе оказывать. Например, представлять интересы компаний в судах, выступать заказчиками при строительстве и др.

Однако Александр Лукашенко выразил сомнения в эффективности созданных центров с точки зрения расходования бюджетных средств и ведомственной подчиненности созданной структуры. По его мнению, центры должны находиться в непосредственном подчинении председателя исполкома, чтобы исключить размытие ответственности и дублирование функций. В результате КГК поручено изучить работу данных структур на местах и сделать заключение об эффективности их деятельности. Администрации Президента поручено еще раз проработать документ с юридической точки зрения и максимально подробно прописать все положения, чтобы выстроить четкую систему подчиненности и ответственности за результат.

Равнодолевого финансирования театрам не хватает, но другого не будет

Следующий вопрос касается изменения схемы финансовой поддержки театров. Дело в том, что еще в 2021 г. главой государства было поручено перевести театральные учреждения на равнодолевое финансирование расходов, что преду­сматривает выделение бюджетных средств соразмерно тому, сколько заработают сами театры. Однако практика показала, что при такой системе средств театрам все равно не хватает. Поэтому разработчики документа предложили отнести часть расходов театральных учреждений на 100%-ное финансирование за счет средств бюджета, в частности, оплату труда служащих и рабочих (за исключением артистов и худперсонала), коммунальные услуги, техническое обслуживание зданий, сооружений, благоустройство территории, ремонт оборудования и транспорта.

С поддержкой проекта выступил председатель КГК Василий Герасимов, обративший внимание на то, что государство будет выделять театрам деньги в полном объеме только на постоянные расходы. Все остальное будет осуществляться по схеме равнодолевого финансирования. По словам председателя КГК, театры просто не смогут заработать столько, даже если им доплатить такую же сумму из бюджета. Однако, по мнению главы государства, поддержка театрам по отдельным вопросам со стороны бюджета возможна, но основной принцип должен оставаться неизменным – равнодолевое финансирование расходов. В итоге документ отправлен на доработку.

Присоединение убыточных предприятий – только через Президента

Третий вопрос повестки – работа с проблемными организациями АПК, а именно их присоединение к успешным предприятиям. Как отметил основной докладчик по данной теме – министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло, такая практика в стране уже выработана и дает результаты. Однако сегодня есть 127 сложных сельскохозяйственных организаций. Большая часть их (117) находится в трех областях – Гомельской, Могилевской и Минской. Все они требуют финансирования, которое планируется предоставить за счет присоединения к предприятию-донору.

В связи с этим правительство подготовило проект указа, в котором предлагается создать стимулирующие условия для предприятия-инвестора, чтобы оно могло вложить денежные средства в сельхозорганизацию и получить определенные льготы.

Однако это предложение не встретило поддержки у Александра Лукашенко. Прежде всего он обратил внимание, что в государстве специально создана система, когда решение о присоединении какого-то конкретного предприятия принимается на уровне Президента, а инициатор такого указа должен пройти все необходимые инстанции, чтобы решение было принято. При этом никто не мешает включить в указ пункт о льготах предприятию-инвестору, если это будет необходимо. Проект же указа предусматривает предоставление льгот «на автомате» и размывает принятие ответственности в отношении каждого конкретного предприятия. Глава государства усомнился в том, что какие-либо льготы вообще нужны – если предприятие крупное и прибыльное, оно может справиться и без всяких льгот, а в предложении разработки нового механизма увидел признаки «скрытой» приватизации. В итоге местным органам власти поручено подробно проанализировать положение дел по каждому проблемному сельхозпредприятию и при необходимости дополнительных решений внести предложения для подготовки распоряжений Президента.

МАЗ просит о реструктуризации задолженности

Завершилось совещание обсуждением вопроса об оказании гос­поддержки МАЗ в связи с планируемым запуском инвестпроекта по реконструкции автобусного производства. Главная просьба, с которой обратились инициаторы проекта, – реструктуризировать половину задолженности предприятия, предоставив рассрочку ее погашения на 15 лет. А. Лукашенко обратил внимание на проблему большой дебиторской задолженности, которая суммарно равна кредиторской: т.е. если бы вернули в оборот компании эти средства, господдержка, возможно, не потребовалась бы.

Вице-премьер Петр Пархомчик со своей стороны пояснил главную задачу, которую сейчас видит правительство, – помочь предприятию запустить очередной инвестиционный цикл, т.к. на протяжении последних 15 лет оно фактически не инвестировало деньги в основные средства. Просьбу о помощи поддержал и министр промышленности Александр Рогожник, подчеркнув, что вопрос оказания поддержки МАЗу проработан и с Минфином, и с КГК – все понимают, что без гос­помощи предприятие обойтись не сможет.

Министр также подчеркнул, что сейчас сложились уникальные условия для работы на российском рынке: МАЗ фактически перестал конкурировать с российским КАМАЗ, компании, наоборот, сотрудничают, унифицировали все узлы, практикуют взаимную поставку комплектующих. По заключению министра финансов Юрия Селиверстова, объективно предприятие сможет начать выплаты по долгам не раньше 2025 г. и производить их равными частями. В итоге правительству поручено готовить окончательный проект указа, где предстоит четко прописать новые сроки и детализировать цифры.

***

Прошедшее совещание показывает, что основными способами решения проблем низкоэффективных предприятий остается предоставление господдержки, которая в условиях дефицита бюджетных средств все чаще будет приобретать форму реструктуризации задолженности с предоставлением отсрочки или рассрочки погашения или присоединения к прибыльным организациям.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений