Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Освоить маркировку товаров: за год своими силами, за два месяца с подрядчиком

На гродненской обувной фабрике «Неман» рассказали о том, как готовились к обязательной маркировке товаров средствами идентификации и почему в итоге отдали предпочтение готовому решению от белорусского разработчика ОДО «ЮКОЛА-ИНФО-Брест».

Еще в 2019 году подготовительные работы начались с участия фабрики в пилотном проекте по маркировке обуви средствами идентификации в рамках постановления Совмина от 15.03.2019 № 161. Первоначально задача касалась экспортируемой продукции, так как с 1 июля 2020 года Российская Федерация ввела запрет на оборот немаркированной обуви.

По словам начальника отдела вычислительной техники и информатики ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман» Татьяны Степуро, для маркировки продукции, поставляемой в Россию, предприятие использовало собственную разработку. Ее производительность была достаточной для обработки нужного количества кодов DataMatrix, но не все технические вопросы удалось решить самостоятельно. Например, для взаимодействия с терминалами сбора данных (ТСД) использовалась сторонняя программа, которая иногда с ошибками распознавала некоторые символы, содержащиеся в коде маркировки.

Татьяна Степуро.jpgТатьяна Степуро демонстрирует этикетку, где размещены линейный код GTIN и двумерный код DataMatrix

Пока маркировалась только экспортная продукция, технические проблемы не были критичными для предприятия – ошибки выявлялись и исправлялись. Когда же требование о маркировке обуви распространилось и на внутренний рынок, т.е. на всю выпускаемую продукцию, потребовалось универсальное решение. Фабрика оказалась перед выбором: дорабатывать собственную систему или воспользоваться модулем стороннего разработчика. 

Время – деньги

О том, что и в Беларуси маркировка обуви средствами идентификации станет обязательной, было известно еще с 2019 года. Планы распространить требование по всему ЕАЭС утверждены решением Совета ЕЭК от 08.08.2019 № 72. Точная дата для белорусского рынка стала известна весной 2021-го – 1 ноября 2021 года. Такой временной рубеж установило постановление Совмина РБ от 22.04.2021 № 230. Кроме того, от обувщиков потребовали до 1 марта 2022 года промаркировать складские запасы. Таким образом, постановление № 230 на доработку технических решений отвело обувщикам полгода.

 DSC_3863_ретушь2.jpgНа «Немане» производят порядка 10 тыс. пар обуви в месяц и планируют увеличить эти объемы

«Весной 2021 года мы понимали риски. Если не успеем доработать свою систему, то потеряем возможность отгружать продукцию в розницу, – говорит Татьяна Степуро. – Некоторые организации предложили услуги аутсорсинга по маркировке нашей продукции. Такое решение подходит для разовой акции, однако, поскольку маркировка является постоянной составляющей производства, ее необходимо было встроить в существующие бизнес-процессы нашего предприятия».

В результате выбор сделали в пользу компании «ЮКОЛА-ИНФО-Брест», которая на тот момент имела значительный опыт автоматизации маркировки на различных производственных предприятиях Беларуси. Программный продукт компании позволял обрабатывать большой объем кодов и обеспечивал взаимодействие с ТСД. Кроме этого, предложенный модуль «1SOFT: Маркировка товаров» можно было интегрировать в используемую на «Немане» учетную систему «1С:Предприятие».

Договор с подрядчиком подписали в начале августа 2021 года, а уже в октябре фабрика начала маркировать свою продукцию с использованием белорусских кодов, выдаваемых ГИС «Электронный знак».

 DSC_4071_ретушь2.jpgЭтикетки с маркировкой печатают непосредственно на предприятии

Задача усложнялась необходимостью промаркировать продукцию, которая уже находилась в объектах ритейла. В сжатые сроки пришлось провести масштабную инвентаризацию в магазинах собственной торговой сети.

«Некоторые наши оптовые покупатели самостоятельно справились с маркировкой. Иные вернули обувь нам. Мы ее маркировали и снова отправляли в магазины», – говорит представитель фабрики.

Таким образом, на внедрение готового решения от «ЮКОЛА-ИНФО-Брест» понадобилось немногим более двух месяцев. Да, интеграция отдельных процессов продолжилась и в ноябре, но это не помешало промаркировать всю продукцию в ритейле и обеспечить маркировку текущих объемов производства. К тому же появилась возможность в спокойном режиме заняться маркировкой складских запасов.

Если же произойдут какие-то изменения по линии ГИС «Электронный знак», в рамках подписки от разработчика «Неман» получит обновления модуля «1SOFT: Маркировка товаров». Фабрика также готова оперативно внедрить нанесение на упаковку агрегированных кодов для оптовых поставок.

DSC_4008.jpgНа «Немане» маркировку обуви внедрили без создания дополнительных рабочих мест

Детали интеграции

Ранее программные решения «ЮКОЛА-ИНФО-Брест» были опробованы в молочной промышленности, так как для некоторых видов молочной продукции требования об обязательной маркировке средствами идентификации вступили в силу еще в июле-сентябре 2021 года.

«Наш продукт предлагает функционал, который ориентирован на любые товары, подлежащие маркировке. Просто в процессе интеграции на каждом предприятии мы адаптируем наше решение под технические и технологические особенности заказчика», – поясняет руководитель проектов ОДО «ЮКОЛА-ИНФО-Брест» Александр Лущиц. 

Коды маркировки DataMatrix заказываются в привязке к 13-значным глобальным кодам GTIN, которые содержат информацию о различных потребительских свойствах товаров. При этом производителям обуви приходится иметь дело со значительно большим количеством кодов GTIN, чем молочным комбинатам. Условно, молокозавод производит три вида сырков. На каждый достаточно по одному GTIN, поскольку в рамках одного вида состав и другие потребительские характеристики продукции не меняются. Иное дело обувь – одна и та же модель имеет несколько размеров и цветов. Соответственно, на одну модель может формироваться по несколько десятков кодов GTIN.

Александр Лущиц 1.jpgАлександр Лущиц демонстрирует терминал сбора данных (ТСД), используемый при отборе промаркированных товаров

Чтобы обеспечить удобство работы, для «Немана» в модуле «1SOFT: Маркировка товаров» создали дополнительную табличную часть с данными по каждой модели и ее размерно-цветовыми вариациями. Кроме того, технические решения с использованием мобильного ТСД позволили предприятию обойтись без создания дополнительных рабочих мест. 

Почему решение по маркировке от «ЮКОЛА-ИНФО-Брест» востребовано рынком:

●     работа в привычном интерфейсе на платформе «1С:Предприятие 8» в рамках одной учетной системы;

●     гибкая настройка программы под специфику производственных процессов предприятия;

●     работа нескольких организаций в одной программе (материнская производственная компания может иметь одну учетную систему вместе с дочерней торгующей фирмой);

●     конструктор этикеток позволяет подстраиваться под требования торговых сетей и маркетплейсов;

●     возможна обработка большого объема кодов маркировки (вплоть до десятков миллионов);

●     возможны синхронизация при сбоях ГИС «Электронный знак» и фоновый обмен данными с порталом, быстрое изменение некорректных данных;

●     высокая производительность и интеграция с конвейерным оборудованием.

Александр Лущиц 2 (2).jpgАлександр Лущиц: конструктор этикетки адаптируется под особенности производства

Что дальше?

На сегодняшний день в Беларуси обязательная маркировка товаров средствами идентификации введена для молочной продукции, обуви, шин и одежды. В течение нескольких лет перечень товарных групп существенно расширится. К тому подталкивает ЕЭК, где маркировку считают эффективным средством борьбы с нелегальным оборотом продукции.

Контроль будет касаться не только собственно нанесения маркировки, но и движения кодов от производителя или импортера к субъектам ритейла, а также полной прослеживаемости товара вплоть до конечного покупателя. Новые правила затрагивают и производителей, и импортеров, и ритейл.

По словам Александра Лущица, программный продукт компании «ЮКОЛА-ИНФО-Брест» развивается следом за рынком. Настраивается интеграция с EDI-провайдерами, что позволит субъектам хозяйствования обмениваться информацией о маркированных товарах при помощи электронных накладных.

Такие накладные уже сейчас обязаны использовать те, кто работает с маркированными товарами. Регулятор, понимая сложность технической задачи, ввел до 01.09.2022 мораторий на штрафы за нарушение данного требования.

Чтобы не попасть на штраф, с 1 сентября т.г. при отгрузке продукции необходимо будет использовать электронные накладные, указывая в них коды маркировки, которые доставляются конкретным контрагентам, что заставит многие предприятия радикально пересмотреть подход в поставках товаров. Проще говоря, в магазин водитель должен передать определенную коробку, а не любую с аналогичной продукцией.

 DSC_4506_ретушь1.jpgС помощью мобильного приложения каждый потребитель может прочитать маркировку и узнать полную информацию о товаре

Тем, кто планирует освоить маркировку продукции, представитель «ЮКОЛА-ИНФО-Брест» рекомендует не откладывать эту задачу на последний момент. Даже на внедрение готовых решений может понадобиться не менее двух месяцев. Кроме того, следует понимать, что разработка собственных программных продуктов может оказаться непосильной задачей для многих компаний – есть риск потерять и время, и деньги. Рациональней использовать уже проверенные разработки.

*на правах рекламы

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений