Основания для проверки соответствия расходов и доходов физического лица

Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица проводится в отношении физических лиц – граждан РБ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Беларуси.
Проверка проводится путем сопоставления сумм расходов и доходов физлица на основании имеющихся в налоговом органе документов и (или) информации о полученных физлицом доходах, понесенных им расходах.
Проверка проводится за полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, а также за 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом проводится сопоставление сумм расходов и доходов физлица (п. 2 ст. 73-1 Налогового кодекса (далее – НК)).
Если физлицом в пояснениях об источниках доходов, представленных в соответствии с п. 11 НК, заявлены доходы, полученные в период, превышающий 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом проводится проверка, то проверка проводится также за период начиная с календарного года, в котором физлицом получены такие доходы.
Справочно: пояснения об источниках доходов представляются в письменной или электронной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения документов. Срок представления пояснений об источниках доходов продлевается на периоды временной нетрудоспособности физлица, нахождения его за пределами РБ или в служебной командировке при документальном подтверждении таких периодов.
Целью проверки является установление физлиц, расходы которых превышают доходы, а также сумм фактически произведенных расходов и источников их доходов.
Период, за который проводится проверка – 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом проводится сопоставление сумм расходов и доходов физлица, и истекшие полные календарные месяцы текущего года.
Период, за который проводится проверка, может быть увеличен в случаях, указанных в п. 2 ст. 73-1 НК.
Основания для проведения проверки:
-
письменный запрос органов госконтроля, органов внутренних дел, органов госбезопасности, органов прокуратуры и Следственного комитета (в связи с ведением административного процесса, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях);
-
поручение Министра по налогам и сборам, его заместителей, руководителей инспекций МНС по областям и г. Минску, их заместителей;
-
имеющиеся в налоговом органе документы и (или) информация о полученных физлицом доходах, понесенных им расходах.
Проверка включает два этапа: предварительный и последующий.
Предварительный этап проверки проводится налоговым органом без уведомления проверяемого физлица о начале проверки.
По результатам предварительного этапа проверки налоговым органом по установленной форме составляется расчет расходов и доходов физлица (п. 6 ст. 73-1 НК).
Последующий этап проверки в отношении физлица проводится, если по результатам предварительного этапа выявлено превышение расходов над доходами:
-
в размере 1 000 и более базовых величин (за исключением случаев, когда проверка проводится по запросам правоохранительных и (или) иных контролирующих органов, поручениям МНС и инспекций МНС областям и г. Минску);
-
независимо от суммы такого превышения, если проверка проводится по запросам правоохранительных и (или) иных контролирующих органов, поручениям МНС и инспекций МНС областям и г. Минску (п. 3 ст. 73-1 НК).
В ходе проверки по результатам последующего этапа предоставляется уточненный расчет расходов и доходов физлица.